ФИНВ — механизм, стимулирующий капиталовложения бизнеса

| статьи | печать

Механизм федерального инвестиционного налогового вычета прописан в масштабных поправках, которые законодатели планируют внести в Налоговый кодекс РФ (законопроект № 639663-8). В связи с этим в Налоговый кодекс вводится новая ст. 286.2. Что следует ожидать бизнесу при введении указанной инициативы? К чему следует готовиться компаниям? Об этом мы попросила рассказать Екатерину ­Шкваренко, руководителя отдела методологии и внутреннего контроля, ­ООО «­ИДС Боржоми».

«ЭЖ»: Что представляет собой федеральный инвестиционный налоговый вычет (­ФИНВ)? В каком размере он может предоставляться? И какие компании могут на него рассчитывать?

Е.Ш.: ­ФИНВ — это достаточно новая налоговая преференция, которую ждали многие компании. В связи с тем, что повышается ставка налога на прибыль организаций с 20 до 25% (изменение указано в законопроекте № 639663-8), организации рассчитывают на этот вычет.

­ФИНВ не может превышать 50% от суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства (ОС), и (или) суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость амортизируемого нематериального актива (НА), и (или) суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости ОС или НА в случаях, указанных в п. 2 ст. 257 НК РФ (за исключением расходов на частичную ликвидацию), в совокупности. Это предусмотрено в законопроекте, который прошел первое чтение в Госдуме. Сейчас уже есть информация о том, что будет применяться 25%.

Не все организации смогут воспользоваться федеральным инвестиционным налоговым вычетом. Этот вычет не смогут применять иностранные компании, участники соглашений о защите и поощрении капиталовложений (­СЗПК), кредитные организации и производители подакцизных товаров.

Следует отметить, что категории налогоплательщиков, которые могут применять ­ФИНВ, объекты основных средств, нематериальных активов, к которым будет применяться данный вычет, порядок и условия его использования установят постановлением Правительства РФ.

Напомним, когда появился рассматриваемый законопроект, те компании, которые инвестируют в развитие своего производства, рассчитывали, что даже несмотря на то, что ставка налога на прибыль организации, скорее всего, увеличится, но с помощью федерального инвестиционного налогового вычета можно выходить на меньшую ставку, даже меньше чем 20%, которая на данный момент применяется. Но сейчас уже речь идет о том, что не все компании смогут воспользоваться ­ФИНВ. Этим вычетом смогут воспользоваться компании, реализующие проекты технологического суверенитета и структурной адаптации из реестра ­ВЭБ.РФ. Обращаю внимание, что это не окончательная редакция законопроекта. Законодатель говорит о том, что ко второму чтению будут известны параметры, связанные с тем, кто сможет пользоваться вычетом, и порядок применения ­ФИНВ. Пока будем рассуждать на основании тех данных, которые указаны в законопроекте и открытых источниках.

«ЭЖ»: Какие предусмотрены сроки применения федерального инвестиционного налогового вычета? Какая на данный ­момент указана ставка для снижения?

Е.Ш.: ­ФИНВ можно использовать в течение пяти лет. Отказаться от этого вычета можно в течение трех лет. Минимальный срок владения основными средствами, на расходы на которые можно заявить вычет, это пять лет. Этот срок, я так понимаю, законодатель предусмотрел для того, чтобы налогоплательщики не манипулировали вычетом и не вкладывались в основные средства исключительно для использования льготы.

Что касается ставки, то изначально предусматривалось снижение федеральной ставки на 5 или 7%. Сейчас уже есть информация, что эту ставку фактически можно обнулить. Размер налогового обязательства может быть снижен на 8% — это как раз часть налога на прибыль, предназначенного для федерального бюджета.

Еще раз отметим, что порядок и отрасли применения ­ФИНВ будут регламентироваться не как обычные вычеты, налоговые льготы, предусмотренные в Налоговом кодексе РФ, а в виде отдельного постановления Правительства РФ. Поэтому возможны коррективы и изме­нения.

«ЭЖ»: Можно ли рассчитать потенциальный эффект от применения вычета в вашей отрасли, связанной с производством напитков?

Е.Ш.: Давайте порассуждаем.

Как мы уже упоминали выше, ограничения применения ­ФИНВ будут связаны с отраслями. И они не затронут крупные компании, которые находятся в реестре ­ВЭБ.РФ. В этом реестре указаны важные для российской экономики отрасли. Произойдет некая идентификация льготы. Не вправе будут применять налоговый вычет участники ­ВПК, кредитные организации, производители под­акцизных товаров.

Соответственно, если в итоговом постановлении Правительства РФ, регламентирующем критерии и порядок применения ­ФИНВ, сохранятся ограничения по участию в реестре ­ВЭБ. РФ, то сложно представить, какие компании из отрасли напитков смогут воспользоваться ­ФИНВ. Если таких ограничений не будет, то не нужно забывать о том, что с 1 июля 2023 г. в России введен акциз на сахаросодержащие напитки. Налогом в размере 7 руб. за литр облагаются сладкие напитки, количество углеводов в пищевой ценности которых составляет более 5 г на 100 мл напитка. А это еще одно ограничение для применения ­ФИНВ — производство подакцизных товаров.

Вот здесь можно поаплодировать нашим законодателям, что они пошли навстречу налогоплательщику и сохранили льготу. Это решение может косвенно указывать на то, что в части ­ФИНВ, возможно, законодатель услышит налогоплательщиков и не будет идентифицировать по отраслям, а все же примет во внимание пожелания бизнеса.

У нас был опыт сохранения налоговых льгот при производстве подакцизных товаров, а именно: завод, который являлся участником реестра инвестиционных проектов, до 1 июля 2023 г. имел возможность воспользоваться стабилизационной оговоркой в НК РФ, несмотря на то, что есть строгое ограничение на включение в реестр участников региональных инвестиционных проектов производителей подакцизных товаров.

Вот здесь хочу поблагодарить законодателя, за поддержку налогоплательщиков и сохранение льгот после активного взаимодействия между представителями профильных ­ФОИВов и членами «Союзнапитки». Это решение может косвенно указывать на то, что в части ­ФИНВ, возможно, законодатель услышит налогоплательщиков и не будет идентифицировать ­ФИНВ по отраслям, а все же примет во внимание пожелания бизнеса.

«ЭЖ»: Как Вы считаете, какие необходимо в дальнейшем учесть рекомендации для того, чтобы федеральный инвестиционный налоговый вычет стал именно механизмом, направленным на стимулирование капиталовложения бизнеса?

Е.Ш.: На мой взгляд, нужно учесть следующие предложения, связанные с введением ­ФИНВ.

Во-первых, ­ФИНВ — это вычет, который направлен на поощрение инвестиции бизнеса в развитие. Он должен способствовать достижению большей социальной справедливости и сокращению неравенства. Анализируя инвестиционную отрасль напитков, я, как представитель, говорю о том, что, за 2023 г. производство напитков увеличилось на 47%. То есть отрасль напитков активно развивается.

Сейчас многие компании разрабатывают новые напитки, которые пользуются спросом у потребителей. Для того чтобы цели ­ФИНВ сохранить, на мой взгляд, нужно проработать возможность предоставления ­ФИНВ инвесторам, которые вкладывают свою прибыль в развитие производства. Это нелегкий процесс. Ведь бывает так, что, вкладывая инвестиции, получать прибыль и иметь возможность использовать ­ФИНВ не так просто. По моему мнению, при предоставлении ­ФИНВ не нужно учитывать отрасль экономики, а лучше отталкиваться от эффективности бизнеса.

Во-вторых, как уже говорили, регламентация порядка предоставления вычета будет предусмотрена в постановлении Правительства РФ. Но, на мой взгляд, тот факт, что правила не указаны в Налоговом кодексе, а регулируются другими нормативно-законодательными актами, могут вызвать расхождения в толковании, что приведет к спорам с налоговыми органами. А их, в свою очередь, приходится решать в судебном порядке. Поэтому порядок применения и критерии ­ФИНВ нужно фиксировать в Налоговом кодексе РФ.

«ЭЖ»: Екатерина, благодарим за интересное интервью!