Арбитражный суд Дальневосточного округа в постановлении от 18.06.2024 № Ф03-2319/2024 по делу № А73-16901/2023 разобрался с тем, насколько обоснованным был отказ инспекции в выдаче компании копии акта налоговой проверки, который она уже получала.
Суть дела
В компании прошла выездная налоговая проверка, по результатам которой был составлен акт.
По юридическому адресу компании заказным письмом было направлено приглашение для вручения в налоговом органе акта, которое было получено компанией, что подтверждается уведомлением о вручении. Такое же приглашение было направлено и по адресу регистрации руководителя компании, но оно было возвращено инспекции в связи с истечением срока его хранения.
Поскольку на назначенную дату представители компании не явились, инспекция направила компании акт проверки по телекоммуникационным каналам связи. Однако компания его не получила. При отправке сформировано сообщение об ошибке.
Тогда инспекция направила акт заказным письмом, которое было получено компанией. Это подтверждено сведениями на сайте Почты России и почтовым уведомлением о вручении.
Через три месяца компания обратилась в налоговый орган с заявлением о выдаче копии акта выездной налоговой проверки. Инспекция в выдаче копии отказала, поскольку акт был получен компанией.
Компания обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа в выдаче копии акта выездной налоговой проверки. По ее мнению, в налоговом законодательстве отсутствует прямой запрет на повторную выдачу копии акта выездной налоговой проверки, а, не получив копию акта проверки, компания лишилась возможности защищать свои права в рамках налоговой проверки.
Решение судов
Суды трех инстанций встали на сторону налоговиков. Они указали, что в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате задолженности.
В пункте 5 ст. 100 НК РФ указано, что в случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
Суды указали, что у налогового органа отсутствует обязанность повторно выдавать налогоплательщику копию акта налоговой проверки, который им получен. Надлежащее и своевременное направление налоговым органом акта выездной налоговой проверки подтверждено материалами дела.
Доводы компании об утрате права на ознакомление с материалами налоговой проверки с целью подготовки возражений были отклонены как основанные на неверном толковании норм налогового законодательства. В силу п. 2 ст. 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе до рассмотрения материалов указанной проверки ознакомиться с ее материалами в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений п. 6 ст. 100 НК РФ и п. 6.2 ст. 101 НК РФ. Налоговый орган обязан обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. Однако компания с ходатайством об ознакомлении с материалами налоговой проверки в установленный срок в налоговый орган не обращалась.
В силу п. 4 ст. 101 НК РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.
Таким образом, компания не была лишена права на всех стадиях рассмотрения материалов выездной налоговой проверки участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки и представлять свои объяснения и возражения.