Малому бизнесу упростят доступ к госзакупкам

| статьи | печать

Правительство утвердило Концепцию совершенствования закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд малого объема на период до 2027 г. Она вводит единый порядок проведения закупок до 600 тыс. руб. Это позволит заказчикам оперативно удовлетворять свои потребности в товарах, работах, услугах, обеспечить централизованный учет и прослеживаемость закупок, рассчитывают власти.

Сейчас при небольших потребностях заказ­чи­ки пользуются услугами единственного поставщика, что во многих случаях становится барьером для малых и средних предприятий. Теперь будет создан специальный каталог с описанием конкретных товаров — с акцентом на цифровые паспорта отечественной промышленной продукции, чтобы заказчику было легче ориентироваться и выбрать лучшее ценовое предложение.

Также будут установлены единые требования к информационным системам, используемым для проведения таких процедур, прежде всего в части надежности и без­опасности. Появится и возможность обжаловать результат.

Как отметил 1 июля на совещании с вице-премьерами Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин, концепция предусматривает целый ряд инструментов, которые ускорят небольшие и частые закупки, сделают их более прозрачными и облегчат участие в них субъектов малого и среднего предпринимательства, в котором занято около 30 млн человек.

О том, что мешает расширению доли малого бизнеса в госзакупках, — в комментариях.

Комментарий эксперта

Действительно, сейчас предпринимаются разные способы облегчить процедуру участия в закупках, в том числе и ­МСП. Однако рынок ­МСП-закупок и закупок вообще хорошо регулируется государством. Также сфера регулируется и самостоя­тельно изнутри. Тем не менее часто за скобками остаются основные участники этого процесса — операторы электронных торговых площадок (­ЭТП).

­ЭТП выступают не только как место, где заключается сделка, но и как самостоятельная экосистема, которая предлагает полный комплекс услуг. Операторы ­ЭТП самостоятельно занимаются поиском участников тех или иных закупок исходя из разных факторов, в том числе и регионального, формируют определенные пулы поставщиков так, чтобы интересы всех совпадали. Это учитывает потребности государства, так как означает и увеличение конкуренции, и рост участия количества ­МСП в закупках.

Поэтому, когда мы говорим об искусственном ограничении количества электронных торговых площадок, мы, наверное, здесь можем видеть некое снижение мотивации операторов ­ЭТП. Исходя из этой позиции, в некоторых моментах есть смысл снизить регулирование сферы закупок, потому что она прекрасно регулируется изнутри.

Комментарий эксперта

Если мы обратимся к официальной статистике, то доля закупочных процедур для ­МСП за предыдущий год составила около 32% от всех объявленных закупок. Если руководствоваться данной информацией, то, безусловно, статистика обнадеживающая. Например, 44-ФЗ устанавливает порог обязательной доли закупок ­МСП в 25%.

Тем не менее легче ­МСП участвовать не становится. Мы можем говорить о том, что условия закупочных процедур и государственных контрактов зачастую заточены под крупный бизнес. Так, например, почти повсеместное отсутствие авансирования в гос­контрактах, как тенденция последних пяти лет, может рассматриваться в качестве ограничивающего условия. Притом под проверку ­ФАС оно, конечно же, не пойдет. Оснований нет. Для среднего ­МСП полугодовой контракт, задействующий весь штат и аренду дополнительного технического оснащения, может быть просто экономически непосильным без аванса.

Еще ситуация, оказавшаяся «в слепой зоне» для ­ФАС, это закупки подсанкционных компаний. Эти закупки более не размещаются в открытых системах торговых площадок, а следовательно, участвовать в них новым ­МСП практически невозможно. Для таких компаний оставили только общее требование по доле закупок 25% у ­МСП, достижение данной цифры вполне эффективно выполняется и без новичков.