От изменения налоговой системы могут пострадать только частные инвестиции

| статьи | печать

Такой вывод делают ученые Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (­ЦМАКП) из собственных расчетов основных макроэкономических показателей на 2025—2027 гг.

В качестве предпосылок для сценарных расчетов они учли основные изменения, содержащиеся в опубликованных и вынесенных на рассмотрение налоговых поправках, а ключевым предположением с точки зрения эффекта приняли полное использование полученных ресурсов.

«Бюджетные средства, полученные в результате изменений налоговой системы, предполагается направлять на дополнительные инвестиции, закупки и другие расходы. По оценке, за три года прирост конечного потребления государственных учреждений достигнет 6,1 п.п. При этом, по всей видимости, в государственном секторе и в секторах, связанных с государственными закупками возрастет численность работников и оплата труда», — ожидают эксперты ­­ЦМАКП.

Они подчеркивают, что эффект от модернизации налоговой системы (как и от любых мер, прямо или косвенно влияю­щих на поведение экономических агентов) определяется поведением субъектов экономики, их реакцией на изменение масштаба располагаемых доходов и уровня доходности деятельности.

Ученые приводят следующий пример. Известная налоговая «реформа Трампа» (2017/2018 гг.: снижение корпоративных налогов, налогов на доходы физических лиц и т.д.) должна была привести к росту инвестиций в основной капитал, решорингу производств и обеспечить устойчивый рост американской экономики с темпом не менее 3% в течение длительного времени. В реальности же дополнительные финансовые ресурсы были использованы компаниями для интенсивных сделок по слиянию и поглощению, но не для инвестирования в реальные, «физические» капитальные активы.

«Отметим, что „люфты“, связанные с неполной трансформацией валовой прибыли в частные инвестиции в российской экономике очень велики (соотношение частных инвестиций в основной капитал и валовой прибыли составляет порядка 30—40%). Отсюда очень высокая значимость в новой ситуации не только и не столько расширения государственных инвестиций, сколько косвенных мер — обес­печение инвестиционного климата (включая режим ­­СЗПК, инвестиционные льготы по налогам, субсидирование процентных ставок), возможность введения элементов контроля за вывозом капитала», — указывают аналитики ­­ЦМАКП.

В конечном итоге, считают они, снижение располагаемых финансовых ресурсов предприя­тий, связанное с повышением налога на прибыль все же негативно скажется на инвестиционной активности в экономике. По подсчетам экспертов ­­ЦМАКП, суммарно за 2025—2027 гг. накопленное уменьшение темпов прироста инвестиций в основной капитал за счет реализации предложенных налоговых изменений составит умеренные 1,2 п.п. (чуть менее 0,4 п.п. в среднем за год).

Авторы прогноза отмечают, что в расчетах не учитывался фактор возможной активизации инвестиционной активности в частном секторе вследствие государственных инвестиций в строительство инфраструктуры.

«Это связано с тем, что направления использования дополнительных доходов не озвучены, а также с тем, что фактор „расшивки узких мест“ будет действовать скорее не в средне-, а в долгосрочной перспективе», — поясняют ученые.

Естественным основным фактором роста в новой ситуации они называют расширение конечного потребления гос­учреждений (дополнительно +2,0 п.п. в среднем за год).

Результирующее влияние налоговых новаций на доходы населения будет складываться в основном под действием двух факторов:

  1. снижение доходов за счет повышения налоговой нагрузки;

  2. увеличение доходов благодаря росту занятости и зарплат работников в государственном секторе, а также на предприя­тиях, выполняющих заказы для государственного сектора. Учитывая рекордно высокую занятость в российской экономике в настоящее время, аналитики ­­ЦМАКП полагают, что занятость в этих секторах увеличится не существенно, а основной эффект придется на рост зарплат.

По их оценке, дополнительный (по сравнению с базовым сценарием без учета изменений налоговой системы) прирост реальной заработной платы за три года составит 1,6 п.п. (примерно +0,5 п.п. в среднем за год), а реальных располагаемых доходов населения — порядка +0,1 п.п. за весь пе­рио­д.

Данный разрыв авторы прогноза связывают как с самим ростом налоговых платежей, так и с косвенными эффектами предлагаемых мер: негативным влиянием изменений в налоговой системе на доходы от собственности, прежде всего в части дивидендов, а также тем обстоятельством, что оплата труда составляет лишь около половины всех доходов населения. При этом в рамках прогноза не предполагается дополнительного (сверх уже заявленных параметров) повышения второго важнейшего компонента доходов — пенсий и пособий.

Увеличение реальных располагаемых доходов населения на 0,1 п.п. в 2025—2027 гг., в свою очередь, будет способствовать дополнительному росту потребления населения на 0,2 п.п. за пе­рио­д (примерно +0,1 п.п. в год).

«В итоге, по нашим расчетам, в результате указанных мер ­­ВВП за 2025—2027 гг. дополнительно увеличится суммарно на 1,0 п.п. (порядка +0,35 п.п. в год)», — заключают ученые ­­ЦМАКП.