Инвестиции в промышленность стимулируют через ГЧП

| статьи | печать

Законопроект, расширяющий возможности применения механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере промышленности, прошел первое чтение. Если он будет принят, государство сможет поддерживать проекты по реконструкции и созданию частных промышленных предприятий в критически важных с точки зрения технологического суверенитета отраслях.

Ускорить принятие законопроекта по ­ГЧП в промышленности попросил Госдуму Президент РФ Владимир Путин, выступая на ­ПМЭФ-2024. Согласно поправкам, подать заявку на ­ГЧП сможет проект, соответствующий таксономии техсуверенитета, с общим объемом инвестиций более 10 млрд руб., суммой финансирования за счет собственных средств не менее 15%, размером прямого финансового участия государства — менее 50% от всех расходов по проекту.

В 2023 г. объем инвестиций по концессионным соглашениям и ­ГЧП составил почти 1 трлн руб. «Это рекорд, на 31 млрд руб. превышающий аналогичный показатель 2022 г. Полагаем, что тренд на увеличение объема инвестиций по соглашениям ­ГЧП сохранится и в 2024 г.», — поделился мнением первый замминистра экономического развития Илья Торосов.

Что нужно для развития механизма ­ГЧП в промышленности? На этот вопрос «ЭЖ» попросила ответить экспертов.

Комментарий эксперта

Законопроект о ­ГЧП в промышленности — это шаг в правильном направлении, но важны не только формальные критерии, но и реальные возможности для реализации проектов.

Развитие государственно-частного партнерства в промышленности — это, безусловно, перспективный путь для преодоления технологической зависимости и достижения экономического суверенитета. Новые нормы, предлагаемые законопроектом, направленные на совершенствование механизмов ­ГЧП, открывают возможности для масштабных проектов, которые могут ста­ть драйверами развития ключевых отраслей.

Важный момент — установление прозрачных и четких критериев отбора проектов. Критерии, закрепленные в законопроекте, основаны на объективных показателях, прежде всего на значительном объеме финансирования, значительной доле частных инвестиций, а также на соответствии проектам технологического суверенитета.

Однако важно понимать, что формальные критерии — это лишь часть успеха. ­ГЧП — это сложный механизм, который требует от участников не только финансовых ресурсов, но и профессиональной компетенции, опыта и стратегического видения. Реализация проектов требует эффективного взаимодействия между государством и частным парт­нером, что подразумевает высокий уровень доверия, прозрачности и оперативной коммуникации.

Важно, чтобы механизм ­ГЧП был не просто формальным, а действенным инструментом развития промышленности. В этом контексте особую роль играют профессионализм и экспертиза участников процесса. Ключевые вопросы, которые необходимо решить на этапе подготовки и реализации проектов ­ГЧП — определение реальных потребностей отрасли, разработка эффективной модели финансирования, создание устойчивых механизмов контроля и управления проектами, обеспечение социальной ответственности и экологической безопасности.

Уверен, что законопроект о ­ГЧП в промышленности станет импульсом для развития новой волны инвестиций, которая приведет к созданию современных производств и укреплению экономики страны. Важно обеспечить все необходимые условия для успешной реализации проектов, что позволит достичь реальных результатов и изменить структуру российской промышленности в пользу инноваций и высоких технологий.

Комментарий эксперта

Развитию инструментов ­ГЧП в промышленности помогут меры поддержки экспорта и конечных потребителей. В России существуют различные программы поддержки промышленности. В частности, есть субсидиарные меры, направленные на стимулирование спроса как на внутреннем, так и на внешнем рынке. К ним относятся постановления Правительства РФ № 823 (субсидирование реализации техники на внутреннем рынке), № 811 (льготный лизинг техники), № 1269 (субсидирование экспорта техники).

Важно отметить пакет мер стимулирования в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», который ежегодно расширяется, позволяя экспортерам расширять гео­графию поставок. Российским производителям спецтехники нужны международные рынки. Причем экспорт должен преобразоваться в международную кооперацию, локализация производства за рубежом позволит получать госзаказы в регионе, использовать привычные местному рынку компоненты, рассчитываться с покупателями в национальной валюте, в целом приобрести продукции статус «произведенной за рубежом».

Также эффективен механизм субсидирования в рамках постановления № 1269 (гарантия обратного выкупа техники) для продаж на экспорт. Более того, предлагается увеличить объем финансирования на реализацию постановления из федерального бюджета — до не менее чем 2 млрд руб. в год.

Еще одна мера, которую стоит отдельно отметить — льготный лизинг, который позволяет поддержать конечного потребителя и компенсировать часть затрат на технику и оборудование из госбюджета.