Цифровые платформы нужно активно внедрять в социальную сферу и госуправление. Темпы роста инвестиций в отечественные ИТ-технологии должны увеличиться до уровня как минимум вдвое выше роста ВВП. Об этом заявил премьер-министр Михаил Мишустин. Стремительное развитие инноваций не только открывает новые возможности, но и усиливает риски. Новая экономическая отрасль, которую породила цифровизация, нуждается в собственной нормативной базе, считают эксперты.
В ходе стратегической сессии, на которой обсуждались несколько нацпроектов, включая «Экономику данных и цифровую трансформацию государства», премьер-министр рассказал о том, что предстоит сделать для развития этой сферы. Он отметил, что нужно учитывать пожелания всех сторон: бизнеса, граждан и регионов. Так, необходимо предусмотреть поддержку компаний и стартапов по производству оборудования и ПО, повысить доступность современных телекоммуникационных сервисов и высокоскоростного интернета. Кроме того, важно развивать повсеместно инфраструктуру на основе сетей спутниковой и мобильной связи.
Вместе с тем, по словам главы кабмина, продолжится совершенствование системы предоставления социально значимых государственных и муниципальных услуг, чтобы они оказывались в электронном виде в проактивном режиме, а все процессы были простыми и понятными для людей. «Здесь я хочу особо подчеркнуть — нужно ориентироваться на мнение граждан, наладить обратную связь и всю работу вести на основе их оценки, обязательно сохранив для людей возможность лично обратиться в ведомства для решения своих вопросов», — сказал премьер.
Он пообещал, что в нацпроект войдут меры по защите персональных данных и противодействию преступлениям, совершаемым с использованием цифровых технологий. При подготовке мероприятий национального проекта будут учитываться потребности регионов.
Что именно ждут от цифровой трансформации регионы, бизнес и граждане, рассказал глава Минцифры Максут Шадаев. По его словам, за четыре года интернет-экономика выросла в 3,5 раза. В основном этого удалось добиться за счет роста маркетплейсов. В тот же период отрасль ИТ выросла почти в два раза и увеличила долю ВВП до 3,5%. Помимо этого, граждане отмечают развитие электронных сервисов, в частности портала госуслуг.
Минцифры провело опрос среди более чем 65 тыс. человек об ожиданиях от цифровой трансформации. Вот его результаты.
Среди ожиданий глав регионов от цифровой трансформации:
-
модернизация и цифровая трансформация почты,
-
проведение мобильного интернета LTE вдоль дорог,
-
переход на типовые программные решения,
-
продолжение программы развития сетей Wi-Fi.
-
сохранение данных работоспособности своих приложений,
-
отказ от бумажных документов,
-
увеличение числа квалифицированных кадров,
-
возможность однократно предоставлять отчетность в органы власти.
Для граждан во главе угла стоят:
-
обеспечение их безопасности при использовании интернета,
-
ускорение получения госуслуг.
Россияне просят урегулировать дипфейки
Вопрос тотальной цифровизации широко обсуждался на недавно состоявшемся Петербургском международном юридическом форуме (ПМЮФ-2024). Вместе с активным ростом рынка усиливаются риски. Так, на одной из сессий форума были озвучены данные исследования, показавшего, что россияне озабочены стремительным развитием схем мошенничества с помощью контента, созданного искусственным интеллектом.
За последние годы дипфейк-технологии стремительно эволюционировали и достигли нового уровня развития. Однако последствия их использования могут быть не только положительными, но и отрицательными. Сегодня дипфейки нередко применяются в злонамеренных и преступных целях, представляя угрозу безопасности личности, государства, бизнеса.
Как сообщил генеральный директор АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы» Владимир Табак, 47% россиян знают о дипфейках или что-то о них слышали, но каждый пятый из респондентов дает неправильное определение этому понятию. При этом 50% граждан считают, что дипфейки представляют опасность, а 54% считают, что дипфейки следует регулировать на законодательном уровне. Современные технологии позволяют создать дипфейки более качественными и демонстрируют впечатляющие возможности.
Количество контента, созданного искусственным интеллектом, кратно возрастает. «Среди недостоверной информации 10% сгенерирована ИИ. При этом в 2023 г. по сравнению с 2022 г. количество такого контента выросло в 17 раз. Нам критически важно определиться со стратегией работы с дипфейками и искусственным интеллектом, до этого говорить про законодательное регулирование рано», — заявил В. Табак.
«В 2023 г. по сравнению с 2022 г. количество видеодипфейков выросло в три раза, а аудиодипфейков — практически в восемь раз», — описала ситуацию начальник Управления Президента РФ по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи Татьяна Матвеева. При этом эксперты прогнозируют еще более широкое распространение дипфейков в ближайшие годы.
Особенность дипфейков заключается в том, что такой контент кажется настоящим, он вводит в заблуждение и имеет высокую скорость распространения, что не позволяет человеку задуматься. «Технологии дипфейков развиваются, поэтому и технологии распознавания должны развиваться. Нам важно, чтобы люди были предупреждены и понимали информационные риски, перепроверяли источники информации. Важно распространять технологию доверенного искусственного интеллекта», — сказала Т. Матвеева.
Зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, председатель РОЦИТ Антон Горелкин отметил, что на сегодняшний день самой большой проблемой являются видео- и аудиодипфейки. Однако обсуждаемые меры регулирования, в том числе маркировка, не обеспечивают необходимое решение в полной мере, уверен спикер. Недобросовестные участники рынка не будут заниматься маркировкой.
Нейросети постоянно совершенствуются, поэтому людям нужен доступный инструмент для проверки контента. Отличить подделку от оригинала становится очень сложно, в связи с этим государству сейчас необходимо сконцентрироваться на этой задаче и объединить лучшие проекты, которые есть в России для распознавания дипфейков. «Если говорить о регуляторике, то без такого инструмента нам не обойтись, он должен быть на вооружении и у следователей, и у судей», — сказал депутат, подчеркнув, что торопиться с регуляторикой не нужно, чтобы, регулируя, не сделать работу компаний-разработчиков сложнее.
Советник генерального директора Главного радиочастотного центра (ФГУП «ГРЧЦ») по научно-техническому развитию Евгения Рыжова назвала ИИ технологией «черного ящика». Сегодня невозможно полностью контролировать ИИ и предсказать его развитие. Эта технология имеет несколько уровней назначения: с одной стороны, генеративный ИИ позволяет людям решать задачи по созданию контента, сокращая время на его производство в десятки раз, с другой — он становится оружием в информационной войне. Поэтому для эффективного регулирования сферы необходимо прежде всего определить все сущности технологии ИИ, объекты, субъекты правовых отношений и другие элементы.
Генеральный директор АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) Алексей Гореславский обратил внимание на то, что во многом проблема появилась не из-за технологического прогресса, а из-за того, что человек доверчив, и его вводят в заблуждение: «Можно ли и нужно ли создавать контент с использованием технологий — безусловно, да. Если новые синтезированные образы не будут создаваться, мы не будем развиваться и останемся в мире бумажной книги».
При этом важно понимать, с какой целью создается сгенерированный с помощью искусственного интеллекта контент. Если технологические средства применяются с намерением похитить личность человека или ввести в заблуждение, то злоумышленника уже сейчас смогут обвинить и наказать, но есть трудности с тем, чтобы найти доказательства, и тем, как мониторить такие нарушения.
Цифровые платформы меняют правила
Еще один вопрос, который требует серьезной проработки наряду с искусственным интеллектом, — цифровые платформы и маркетплейсы. Генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук на одной из сессий ПМЮФ отметила, что цифровизация породила новую экономическую отрасль, и сейчас мы находимся на пороге новой эры.
Развитием в сети занимаются все — и онлайновый и офлайновый бизнес. «Любой бизнес старается быть оптимальным с точки зрения затрат, и, если ты переходишь определенный порог, ты рано или поздно понимаешь, что твое будущее — это платформа, это big data, это алгоритмы — искусственный интеллект, скоринги, рейтинги», — сказала руководитель маркетплейса.
«Везде проглядывается тренд на то, что это самостоятельная отрасль. Это отрасль со своими принципами», — согласилась заместитель генерального директора Фонда «Центр стратегических разработок» Екатерина Папченкова. По сути, цифровые платформы и маркетплейсы создают новые формы экономических и юридических отношений между участниками рынка.
«Мы видим, как цифровые платформы изменили нашу жизнь. Они выполняют уникальные функции: не только обеспечивают устойчивое предложение товаров и услуг, но и снимают ограничения по территориальной доступности», — сообщил декан факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Вадим Виноградов. Как он подчеркнул, все это приводит к тому, что эффективность ценовой конкуренции увеличивается.
Цифровая экономика как новая отрасль остро нуждается в собственной нормативной базе. «Нам нужно определить, дать какие-то понятия, дать какие-то принципы. Вместе попробовать подойти к тому, чтобы создать регуляторику, описать, что такое платформенная экономика, цифровая экономика, куда мы все идем», — отметила Т. Бакальчук.
Грамотное регулирование поможет избежать множества споров. Сейчас они рождаются из-за проблемы двойственности толкования, пробелов законодательства. «Отношения развиваются, законодательство чуть-чуть позже шагает за этими отношениями. Но в данной области это объективно. Технологии сегодня очень серьезно идут вперед», — отметил ректор Саратовской государственной юридической академии Екатерина Ильгова.
Одни спикеры форума отмечали, что не все регуляторы, не все депутаты понимают до конца эту отрасль экономики, которую хотят урегулировать. «Кто-то говорит, что маркетплейсы надо “расчленить” — так как там набор разных услуг, логистика, продажи, что работа предполагает отпуска, трудовой договор. А как быть с теми людьми, которые хотят работать 11 дней в месяц, например, для которых отпуск не важен? Непонятно. Юристы постоянно сталкиваются с такими вызовами», — обратил внимание управляющий партнер Kosenkov & Suvorov, вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ретейла Денис Косенков.
Другие эксперты говорили о том, что сами маркетплейсы недостаточно инициативно выражают позицию. «Все, что сейчас происходит негативное, чрезмерное, — это ответ на вялую позицию самих маркетплейсов тогда, когда для них созданы идеальные условия», — парировал председатель Организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов.
Участники рынка опасаются, что новое регулирование может помешать развитию рынка. «Для нас очень важно, чтобы законодательство сохраняло возможность гибкости развития информационных технологий. Очень важно, чтобы на том этапе, когда идет бурный рост и развитие, законодательные механизмы не создавали существенных препятствий именно к развитию информационных технологий», — высказала свою позицию руководитель антимонопольной и регуляторной практики Wildberries Анна Арутюнян.
Поэтому необходим взвешенный подход, считают специалисты. «Создание больших барьеров, контрольных мероприятий не всегда ведет к положительным эффектам. Это возможность развиваться. В области цифровых платформ свобода должна быть внутри стратегии развития. И мы должны основываться на добросовестности участников, мы не должны их заранее обвинять в том, что они нарушают чьи-то права», — призвала ректор Саратовской государственной юридической академии Екатерина Ильгова.
Отраслевой кодекс: каким он должен быть
Вопросов предстоит решить много, но правовые основы для работы технологичной отрасли нужно свести в единый документ, считают эксперты. Сейчас они спорят не только о его содержании, но и о названии. Теме формирования нового кодекса была посвящена отдельная сессия ПМЮФ.
Минцифры РФ подготовило проект концепции документа для регулирования ИТ и телекома под названием «Цифровой кодекс». Ряд экспертов считают, что термин «цифровой» неверно отражает суть документа. «В нашем представлении он должен быть информационный, а по сути это “кодекс информационного обмена”. То есть он должен регулировать весь жизненный цикл информации… поиск, создание, сбор, потребление, обработку, накопление, хранение, преобразование, применение и распространение информации», — пояснил заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Илья Кучеров.
По его словам, цифра — это форма, а информация — это содержательная часть тех отношений, которые нужно урегулировать. «Нас тоже покоробило название “Цифровой кодекс”… но понимаем, что это пока рабочее название. Потому что Совет Федерации, конечно, выступает за принятие в будущем „Информационного кодекса“» — по сути своей, это был бы более широкий, наверное, спектр отношений», — согласилась первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова.
Она назвала две задачи, которые должны быть решены при принятии этого кодекса. Первая — это систематизация очень сложного информационного законодательства, которое на сегодняшний день разрослось до гигантских размеров. «Есть надежда на то, что новый нормативный правовой акт, новый кодекс как минимум систематизирует, упорядочит, приведет к какому-то единому знаменателю нормативную базу. И вторая очень важная задача — это создание контура информационной безопасности», — отметила эксперт.
Процесс упорядочения нормативной базы сложный и ответственный, тем более речь идет о кодификации законодательства, которое само по себе еще не определено, не известны его границы. «Юридическая наука, я могу совершенно ответственно вам сказать, до сих пор такую идентификационную линию между информационным и так называемым цифровым законодательством еще не провела. И здесь самое главное, конечно, что возникает у нас, — какой подход изберем к кодификации, то есть вопрос в предмете регулирования», — подчеркнула директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, заместитель президента Российской академии наук Талия Хабриева.
Чтобы систематизировать информационное законодательство и обеспечить информационную безопасность граждан, необходимо определить блоки кодекса. По мнению замдиректора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Ильи Кучерова, в кодекс нужно основательно заложить вопросы регулирования прав, свобод в информационном обмене гражданина, организации и гарантии реализации этих прав.
На сегодняшний день в правовом поле России более 40 режимов конфиденциальной информации, и все имеют различные конструкции засекречивания. «Кодекс мог бы выработать и определить единые подходы к засекречиванию, рассекречиванию информации, которые бы создали действительно основательную закладку для всех режимов», — предложил И. Кучеров.
При этом он не исключил пересмотра режимов и подчеркнул, что должны быть разделы, которые обязуют участников информационных отношений воздерживаться от злоупотребления в информационном пространстве. «Действительно, мы все с вами жертвы: дипфейки, спамы, скамы», — констатировал И. Кучеров.
Уровень цифровых угроз непрерывно растет, поэтому отдельные меры регулирования нужно вводить срочно. «Персональные данные и искусственный интеллект должны быть введены в такие рамки, что есть законный оборот этого дела и есть незаконный. Поскольку кодекс писать долго, то незаконный должен быть пресечен сейчас, в осеннюю сессию, условно говоря. А дальше нужно вырабатывать альтернативную цифровизацию с человеческим лицом», — акцентировал генеральный директор АО «Крибрум», управляющий партнер ООО «Ашманов и партнеры», член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Ашманов.
Если обобщить позиции экспертов, прозвучавшие на форуме, можно сделать вывод, что отраслевой кодекс должен создать контур информационной безопасности, в том числе в регулировании использования искусственного интеллекта, определить единые подходы к засекречиванию и рассекречиванию информации и в целом систематизировать существующее информационное законодательство страны. При этом важно, чтобы он не создавал препятствий для развития информационных технологий. Отдельные меры регулирования нужно вводить оперативно, чтобы не допустить нарастания рисков.