Законопроект разработан в соответствии с п. 3 Плана мероприятий («дорожной картой») по совершенствованию законодательства РФ, направленного на повышение эффективности использования земель в РФ, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 23.08.2023 № 2270-р.
В целом законопроект продолжает курс на углубление регламентации процедуры торгов, поддержанный недавно принятыми федеральными законами (например, от 07.10.2022 № 385-ФЗ, от 05.12.2022 № 509-ФЗ). Из значительных предлагаемых изменений отметим следующие.
Законопроект устанавливает трехмесячный срок от принятия решения о проведении аукциона до публикации извещения о его проведении. Отметим, что этот срок ранее не был регламентирован, соответственно, его установление станет ориентиром для государственных органов, обеспечит повышение уровня определенности процедуры торгов.
Как видно, новая редакция п. 22.1 ст. 39.11 ЗК РФ не регулирует порядок внесения в извещение о торгах изменений, касающихся существенных условий договора.
При этом из правоприменительной практики органов ФАС России видны многочисленные случаи внесения изменений в извещение в целях исправления ошибок, касающихся существенных деталей проведения торгов (напр., решение Омского УФАС России от 10.05.2023 № 055/10/18.1-554/2023, решение Забайкальского УФАС России от 26.08.2021 № 075/10/18.1-413/2021 и т.д.).
Положениями п. 90 и 101 Порядка <…>, утвержденного приказом ФАС России от 21.03.2023 № 147/23, урегулированы аспекты внесения изменений в извещение о проведении торгов, однако он не распространяется на электронный аукцион, проводимый в соответствии со ст. 39.11—39.13 ЗК РФ (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 03.08.2018 № Ф10-2866/2018 по делу № А48-6568/2017, постановление Вологодского УФАС России от 21.03.2024 по делу № 035/04/7.32.4-237/2024 (04-11/06-24). Внесение изменений в извещение также предусмотрено в сфере закупок п. 4 ст. 42 Закона № 44-ФЗ.
В связи с изложенным смеем предположить, что предлагаемая редакция п. 22.1 ст. 39.11 ЗК РФ имеет достаточно узконаправленный характер, при этом правила о внесении изменений в извещение в части существенных условий подлежат уточнению (в том числе о допустимом сроке внесения изменений, о возможном продлении срока подачи заявок в случае внесения изменений). Предлагаемая редакция п. 3.4 ст. 39.13 ЗК РФ, возможно, также не решает данную проблему: новая редакция ограничивается указанием на недопустимость изменения предмета электронного аукциона.
От вносимых изменений ожидается ускорение процесса вовлечения публичных земельных участков в хозяйственный оборот. Бесспорно, что законопроект усовершенствует процедуру проведения торгов, обеспечит повышение уровня прозрачности и четкости процедуры, что в итоге должно плодотворно повлиять на темпы приватизации публичных земельных участков.