Инвестиционный налоговый вычет при вложениях в инновационные проекты посредством участия в ДИТ

| статьи | печать

Госдума рассмотрела в первом чтении законопроект «О внесении изменений в ст. 278.2 и 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Этот проект федерального закона разработан во исполнение поручений Президента РФ. Разберем данный документ.

Поручения связаны с укреплением технологического суверенитета РФ (Пр-144, п. 1а-2), с увеличением объема инвестиций в акционерный капитал, в быстрорастущие высокотехнологичные компании (Пр-144, п. 1б-5).

Проанализированы данные по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, который состоялся 15 декабря 2022 г. Законопроект предусматривает введение мер налогового стимулирования организаций, осуществляющих инвестирование в высокотехнологичный, инновационный сектор экономики РФ, в создание и развитие высокотехнологичных (быстрорастущих) российских компаний (стартапов, малых технологических компаний) в приоритетных направлениях инновационного и технологического развития страны.

Депутаты предложили предоставить право на применение инвестиционного налогового вычета организациям при осуществлении ими венчурных и (или) прямых инвестиций в инновационные проекты и (или) инновационную деятельность посредством участия в договорах инвестиционного товарищества (далее — ДИТ).

Законопроектом рассматриваются следующие требования к указанным договорам для целей получения инвестиционного налогового вычета:

  • договоры должны быть заключены сроком не менее пяти лет, без права досрочного прекращения, уступки прав или выдела доли по договору (абз. 4 п. 12 ст. 2861 НК РФ в редакции законопроекта);

  • информация о договоре должна быть включена в региональный реестр инвестиционных товариществ для осуществления прямых и (или) венчурных инвестиций, порядок формирования и ведения которого устанавливается нормативно-правовыми актами субъектов РФ (подп. 10 п. 2 ст. 286.1 НК РФ);

  • в рамках договора должны осуществляться венчурные и (или) прямые инвестиции в инновационные проекты и (или) инновационную деятельность, реализуемые малыми технологическими компаниями. При этом категории (виды) указанных инновационных проектов и инновационной деятельности, иные требования к договору устанавливаются нормативно-правовыми актами субъектов РФ (подп. 10 п. 2 ст. 286.1 НК РФ).

В рамках контроля за целевым направлением средств инвестиций, в связи с осуществлением которых было получено право на налоговый вычет, законопроект предусматривает, что ДИТ исключается из регионального реестра инвестиционных товариществ в случае, если инвестиции в инновационные проекты и (или) инновационную деятельность не осуществлены или осуществлены не в полном объеме в малые технологические компании (абз. 2 подп. 10 п. 2 ст. 286.1 НК РФ).

При несоблюдении требований к критериям и условиям ДИТ, расторжения или прекращения ДИТ до истечения пяти лет с момента заключения, исключения ДИТ из регионального реестра инвестиционных товариществ сумма налога, не уплаченная налогоплательщиком в связи с предоставлением инвестиционного налогового вычета, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой пеней (абз. 4 п. 12 ст. 286.1 НК РФ).

Следует отметить, что законопроект включает положения, предусматривающие невозможность повторного учета суммы вклада по договорам инвестиционного товарищества, по которым налогоплательщиком был получен инвестиционный налоговый вычет, в качестве расходов, учитываемых при определении налоговой базы участниками договоров инвестиционных товариществ (абз. 4 п. 10 ст. 278.1, абз. 6 п. 7 ст. 286.1 НК РФ).

Депутаты пришли к выводу, что принятие законопроекта обеспечит получение организациями налоговых стимулов для осуществления венчурных инвестиций, будет способствовать созданию региональных венчурных фондов, увеличению притока таких инвестиций в малые технологические компании, реализующие инновационные проекты и (или) осуществляющие инновационную деятельность, необходимые для обеспечения технологического суверенитета РФ и поддержки инновационной деятельности, позволит уменьшить размер прямых государственных субсидий и компенсаций, направляемых на реализацию инновационных проектов и (или) инновационной деятельности.