В письме от 03.06.2024 № 14-6/ООГ-3394 Минтруд России рассмотрел ситуацию, когда работник работает по бессрочному трудовому договору и хочет изменить его на срочный.
По общему правилу трудовой договор заключается на неопределенный срок. Срочные трудовые договоры заключаются в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения (ст. 58 ТК РФ).
Специалисты трудового ведомства указали, что Трудовой кодекс не предусматривает возможность преобразования бессрочного трудового договора в срочный трудовой договор. Срок трудового договора, исходя из системного толкования положений ст. 57, 58, 59, главы 12 ТК РФ, не является условием трудового договора, а относится к видам трудовых договоров. Поэтому ни в порядке ст. 74 ТК РФ, ни в ином другом порядке недопустимо изменять вид трудового договора, заключенного на неопределенный срок, на срочный трудовой договор.
Минтруд России также сослался на Определение Верховного суда Удмуртской Республики от 17.04.2012 по делу № 33-1102, в котором суд указал на невозможность трансформировать трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, в срочный трудовой договор.
Отметим, что в судебной практике встречаются и решения, где суды признают законной трансформацию бессрочного трудового договора в срочный. Примером является Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 06.07.2021 по делу № 88-3623/2021. В этом деле работница трудилась в должности директора. С ней был заключен бессрочный трудовой договор, который в последующем был преобразован в срочный путем заключения дополнительного соглашения, и в дальнейшем с работницей ежегодно заключались срочные трудовые договоры. После своего увольнения работница обратилась в суд с требованием признать увольнение незаконным. Также она просила суд признать незаконным перевод бессрочного трудового договора в срочный трудовой договор на основании дополнительного соглашения. Но суды трех инстанций отказали работнице в удовлетворении заявленных ею требований. Они указали, что по общему правилу срочные трудовые договоры могут заключаться только в случаях, когда трудовые отношения с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения не могут быть установлены на неопределенный срок, а также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом или иными федеральными законами. Вместе с тем в ст. 59 ТК РФ предусмотрен перечень конкретных случаев, когда по соглашению сторон допускается заключение срочного трудового договора, одним из которых является заключение срочного трудового договора с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Суды отметили, что работница отнесена к категории лиц, с которыми срочные договоры могут заключаться без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения. Кроме того, как дополнительные соглашения, так и все срочные договоры, заключаемые с ней в последующем, носили добровольный характер. Со стороны работницы возражений относительно срока трудового договора к работодателю не поступало. Заключение дополнительного соглашения к трудовому договору, а также иных срочных трудовых договоров являлось результатом свободного волеизъявления сторон, работодатель и работник неоднократно на протяжении трех лет достигали соглашения по сроку трудовых договоров. Учитывая занимаемую должность, а также квалификацию работницы, она не могла не осознавать содержание и условия подписываемых ею договоров. Доказательств вынужденного характера заключения указанных договоров на условиях срочности суду не представлено.