Деловой климат в России. Оценки его разошлись

| статьи | печать

Впрочем, снижение деловой активности у нас зафиксировал только S&P Global, у Банка России и Росстата другие данные.

Читателям, видимо, стоит обратить внимание, что S&P Global упирает на частные компании в России. Возможно, это и определило отрицательную динамику его индикатора.

ЦБ: по-прежнему вблизи максимумов

В июне рассчитываемый Банком России индикатор бизнес-климата (ИБК) уменьшился до 10,4 п. (в мае — 11,2 п.). Его динамика определялась более сдержанными ожиданиями компаний на ближайшую перспективу при улучшении оценок текущей ситуации. При этом значение ИБК в целом по-прежнему находится вблизи максимумов за последние 12 лет и указывает на продолжающееся расширение деловой активности.

Текущие оценки бизнес-климата обновили исторический максимум с 2008 г., заметно превысив средний уровень 2023 г. и I квартала текущего года. Их рост отмечался как в целом по экономике, так и в большинстве укрупненных видов деятельности.

Краткосрочные ожидания компаний практически во всех отраслях были более умеренными, чем в мае. По оценкам респондентов, ограничивающее влияние на дальнейшее расширение деловой активности по-прежнему оказывали нехватка персонала (особенно рабочих специальностей), а также сложности с прохождением платежей при расчетах по импорту. Особенно заметно снизились ожидания по спросу и будущим продажам у предприятий розничной торговли.

Текущие оценки выпуска и спроса вновь улучшились до нового максимума. Краткосрочные ожидания, напротив, стали более умеренными и сложились вблизи уровней IV квартала 2023 г.

В частности, заметно более сдержанными стали производственные ожидания в розничной торговле на фоне предполагаемого замедления роста спроса на товары. Наибольший оптимизм сохранился в ожиданиях предприятий обрабатывающих производств (особенно среди производителей продукции инвестиционного назначения).

Ожидания предприятий по спросу снизились в большинстве видов деятельности, в большей степени — у торговых компаний. Самые высокие ожидания сохранялись в сельском хозяйстве.

Ценовые ожидания бизнеса в июне выросли по сравнению с прошлым месяцем, вернувшись к значениям III квартала 2023 г. Они остаются выше значений 2017—2019 гг., когда инфляция была вблизи цели.

За кредитами в июне текущего года обращались 34,9% опрошенных предприятий (в мае — 34,0%). По их оценкам, условия кредитования в целом по экономике ужесточались чуть более значимо, чем месяцем ранее.

Росстат: ИПУ окреп

В июне 2024 г. итоги обследования 4,4 тыс. организаций, не относящихся к малому бизнесу, показали, что индекс предпринимательской уверенности (ИПУ), характеризующий обобщенное состояние предпринимательского поведения организаций по сравнению с маем 2024 г. в добывающих производствах вырос на 2,0 п.п. до 7,1%; в обрабатывающем секторе наблюдался небольшой рост на 0,6 п.п. до 7,3%.

Для сравнения статведомство напоминает, что в июне 2023 г. ИПУ в добывающем секторе экономики составлял 1,9%; в обрабатывающем — 4,6%.

На положительную динамику индекса в добыче полезных ископаемых повлияли рост доли респондентов, позитивно оценивающих перспективы выпуска продукции в течение ближайших трех месяцев с 18,2 до 25,4%, а также увеличение доли респондентов, отметивших снижение запасов готовой продукции на 0,7 п.п. до (–1,6%).

Сокращение доли респондентов, позитивно оценивающих текущий спрос на продукцию, с –3,7 до –5,6% скорректировало динамику роста индекса.

Повышение индекса в обрабатывающих производствах обусловлено увеличением доли респондентов, позитивно оценивающих текущий спрос на продукцию, с –11,7% до –10,1% и сокращением числа респондентов, указавших накопление запасов готовой продукции, на 0,7 п.п. до –1,4%.

Уменьшение доли респондентов, позитивно оценивающих перспективы выпуска продукции в течение ближайших трех месяцев на 0,7 п.п. до 30,4%, замедлило рост индекса.

Средний уровень использования производственных мощностей в добывающем секторе экономики в июне 2024 г. сохранился на уровне мая 2024 г. — 57%. В обрабатывающих производствах значение данного показателя выросло до уровня января 2024 г. — 61%.

Численность занятых в организациях продолжает оцениваться респондентами как недостаточная для реализации производственных задач. Отрицательные оценки преобладают как в добыче полезных ископаемых (–17,6%), так и в обрабатывающих производствах (–14,1%).

В добывающем секторе экономики рост позитивных оценок изменения прибыли относительно мая 2024 г. — на 7,0 п.п., до 9,7%. В обрабатывающих производствах, наоборот, отмечается снижение относительно мая 2024 г. на 0,7 п.п. до 1,9%.

В добыче полезных ископаемых и в обрабатывающих производствах продолжает увеличиваться разрыв между числом респондентов, отметивших повышение цен на реализуемую продукцию, и респондентов, указавших на их снижение с 6,6 до 8,7% и с 7,9 до 10,2% соответственно.

При оценке перспектив доминируют респонденты, которые ожидают роста цен через три месяца: в добыче полезных ископаемых — 12,6%, в обрабатывающих производствах — 22,5%.

В добыче полезных ископаемых и в обрабатывающих производствах после двух месяцев роста снизилась доля руководителей организаций, которые оценивают текущую экономическую ситуацию на предприятии как благоприятную с 7,0 до 6,1% и с 13,1 до 11,8% соответственно.

Доля респондентов, оптимистично смотрящих на перспективы изменения экономической ситуации в ближайшие шесть месяцев, как в добывающем, так и в обрабатывающем секторах экономики увеличилась с 8,7 до 12,2% и с 26,1 до 27,1% соответственно.

ИПУ в обрабатывающих производствах в России в июне 2024 г. составил 7,3%, по Евросоюзу — –9,5%. Среди отдельных стран, входящих в ЕС, наибольшее значение индекса наблюдалось в Словакии — 4,0% и Греции — 3,8%.

S&P Global: выпуск снизился

Сводный индекс деловой активности S&P Global в России в июне составил 49,8 п. по сравнению с 51,4 в мае, что свидетельствует о снижении деловой активности в российских компаниях частного сектора. Сокращение объемов производства стало первым с января 2023 г., хотя, по оценке экспертов S&P Global, и незначительным в целом.

Несмотря на сокращение объема новых заказов в сфере услуг, общий объем новых заказов в июне увеличился, поскольку производители зафиксировали более резкий подъем. Тем не менее темпы роста общего объема новых продаж были самыми низкими за последние 17 месяцев расширения.

Фирмы в июне продолжали наем дополнительных работников. Создание новых рабочих мест происходило в широкой разбивке по секторам.

Между тем более быстрый рост издержек и платы за выпуск продукции как у производителей, так и у поставщиков услуг привел к усилению инфляционного давления. Общие темпы роста производственных затрат и отпускных цен ускорились до пятимесячных максимумов.

Наконец, по замеру S&P Global, в июне деловая уверенность упала до десятимесячного минимума, несмотря на более оптимистичные ожидания производителей.