Подписан Закон об орфанных («сиротских») произведениях

| статьи | печать

Президент подписал Федеральный закон от 22.07.2024 № 190-ФЗ, устанавливающий порядок использования «сиротских» произведений. В законе есть ряд важных нововведений, которые касаются порядка распоряжения правами на такие произведения, рассмотрения заявлений лиц, желающих использовать эти произведения, и возмещения убытков, причиненных неправомерными действиями или бездействием аккредитованной организации и/или лицензиата. О том, как новые нормы оценивают эксперты, читайте в нашем материале.

Комментарий эксперта

С учетом того, что все чаще объекты авторских/смежных прав не только используются, но и создаются в цифровой среде, где сложно, а зачастую даже невозможно установить их авторов и правообладателей, такие «сиротские» произведения (доля которых существенна), по сути, выведены из легального гражданского оборота.

Проблема усугубляется и тем, что авторами таких объектов могут выступать лица, даже не осознающие сам факт создания ими охраняемого объекта авторских/смежных прав и, соответственно, не предпринимающие необходимых действий для их защиты, а между тем спрос на использование подобных произведений существует.

Отсутствие возможности легального использования таких произведений имеет ряд негативных эффектов, в том числе способствует незаконному использованию «сиротских» произведений.

В связи с этим важным нововведением в ГК РФ является урегулирование права правообладателя требовать возмещения убытков, причиненных неправомерными действиями или бездействием аккредитованной организации и/или лицензиата, в том числе в связи с непринятием надлежащих мер по его поиску, а также применить к нарушителю иные меры защиты исключительного права в соответствии со ст. 1252 ГК РФ (п. 12 ст. 1244.2 ГК РФ).

При этом, на мой взгляд, формулировка п. 16 ст. 1252 ГК РФ носит слишком общий характер — разные ситуации, возникающие на практике, имеет смысл развести в части ответственности перед правообладателем. Например, если правообладатель не был выявлен ввиду неправомерного бездействия аккредитованной организации, возникает ли право применять к лицензиату меры, предусмотренные ст. 1252 ГК РФ, в частности, возмещение убытков за незаконное использование объекта авторских/смежных прав?

Формально лицензионный договор в таком случае можно признать недействительным, что означает отсутствие у лицензиата законных оснований для использования произведения. Представляется необоснованным, что лицензиат в таком случае может оказаться в позиции обычного нарушителя, поэтому желательно такой момент урегулировать однозначным образом.

Кроме того, обращает на себя внимание формулировка подп. 2 п. 2 ст. 2 закона, которая распространяет действие вводимых положений на ситуации, когда произведение было опубликовано (или создано) до их вступления в силу, если автор или иной правообладатель такого объекта неизвестен и при этом интерес у лица в отношении использования такого объекта возник после вступления новых норм в силу.

Не совсем понятно, как определить момент возникновения интереса. Возможно, тем самым законодатель предполагает исключить возможность обращения с заявлением в аккредитованную организацию лиц, которые на момент вступления в силу названных положений уже используют «сиротское» произведение в отсутствие легальных оснований. Однако возникает вопрос, насколько обоснован такой подход и, возможно, стоит урегулировать на будущее использование «сиротских» произведений лицами, которые уже начали их использовать до принятия поправок.

Комментарий эксперта

Закон откроет для общественности большой объем произведений, многие из которых являются объектами культурного и исторического наследия. Однако некоторые нововведения все же вызывают опасения. В частности, положения закона позволяют признать «сиротскими» даже те произведения, авторы (правообладатели) которых известны, но отсутствуют сведения об их адресе и месте жительства, «позволяющие направить юридически значимое сообщение».

В этом случае закон не конкретизирует, какие сведения о месте проживания автора (правообладателя) признаются достаточными. С учетом сложностей в почтовых отправках между странами и коммуникациях с иностранными лицами в целом от положений закона могут особенно пострадать иностранные и российские правообладатели и их наследники, проживающие за рубежом, а также правообладатели, выступающие под псевдонимом, которые не желают разглашать сведения о месте своего проживания.

Вопросы вызывает ограниченный перечень способов использования «сиротских» произведений — их можно будет только воспроизводить (создавать копии), распространять (продавать экземпляры) и доводить до всеобщего сведения (публиковать в интернете). В перечень не попали такие востребованные бизнесом способы использования, как переработка (в том числе перевод) и включение произведения в состав аудио­визуального произведения и сложного объекта.

Другим камнем преткновения при подготовке законопроекта стал вопрос выплаты вознаграждения за использование «сиротских» произведений. Согласно итоговой версии, аккредитованная организация по коллективному управлению правами (ОКУП) обязана будет открыть номинальный счет в российском банке для перечисления ему вознаграждения от лицензиата.

ОКУП, будучи владельцем счета, сможет инвестировать находящиеся на счете денежные средства. Порядок и условия инвестирования, требования к кредитным организациям, так же как и правила расчета и ставки лицензионных платежей, законом не закреплены — они будут установлены Правительством РФ. Надеемся, что при подготовке указанных правил Правительство РФ будет в равной степени учитывать интересы правообладателей и потенциальных лицензиатов.

Комментарий эксперта

С 21.10.2024 полномочия на управление правами на орфанные произведения закон делегирует аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе (ОКУП). Действующими аккредитованными ОКУП на территории РФ в настоящий момент являются УПРАВИС, ВОИС, Российское авторское общество (РАО) и Российский союз правообладателей (РСП). Вероятно, что на данном этапе одна из действующих организаций обратится за аккредитацией в данной сфере коллективного управления. При этом важно, что данный закон не распространяется на аудиовизуальные произведения. Из положений ст. 2 закона следует, что через год с даты вступления закона в силу для управления данной категорией произведений будет создана отдельная ОКУП, которая будет вести самостоятельно реестр «сиротских» произведений. Пределы исключительной лицензии на использование такого произведения, которая выдается заинтересованному лицу аккредитованной ОКУП, согласно закону, ограничены тремя способами: воспроизведение (включая создание копии произведения в электронной форме), распространение путем продажи или иного отчуждения экземпляров, доведение до всеобщего сведения. Интересно, что ко второму чтению из этого перечня исчез такой способ использования, как «переработка для создания производных произведений», что устранило риск злоупотребления правом в части неконтролируемого создания производных произведений.

Комментарий эксперта

Поправки вносят изменения в общие положения IV части ГК РФ, а также в главы об авторских и смежных правах и вводят понятие «сиротского произведения» – это произведение, автор (правообладатель) которого предполагается неизвестным, если не установлено его имя или наименование или нет сведений о его местонахождении. Предполагается, что в отсутствие таких сведений автору (правообладателю) невозможно направить юридически значимое сообщение – а значит нельзя получить его разрешение на использование объекта авторских или смежных прав.

Законодатель поручил распоряжение «сиротскими произведениями» специальной аккредитованной организации по управлению правами. На аккредитованную организацию возлагается обязанность рассматривать заявления лиц, претендующих на использование объектов авторских или смежных прав, авторы (правообладатели) которых неизвестны (п. 2 ст. 1244.2 ГК РФ).

Первоначально организация должна проверить, содержит ли заявление лица все необходимые сведения, в том числе «информацию о предпринятых заявителем мерах по поиску автора или иного правообладателя». Среди обязательных «поисковых» мер в законе выделяется обращение к открытым источникам, библиотечным и архивным фондам, использование информационных систем, обращение к организациям, управляющим правами на коллективной основе (п. 3 ст. 1244.2 ГК РФ). Одной попытки найти автора в Интернете будет недостаточно. Но и прикладывать какие-либо подтверждения поиска заявителю не требуется, иное было бы незаконным требованием доказать отрицательный факт (отсутствие сведений об авторе).

Если по итогам проверки заявления аккредитованная организация принимает положительное решение, то следующий этап – публикация объявления о поиске автора (правообладателя) на сайте аккредитованной организации (п. 6 ст. 1244.2 ГК РФ). Объявление должно находиться в открытом доступе в течение 90 рабочих дней – столь продолжительный период отведен, чтобы потенциальный автор (правообладатель) имел возможность зайти на сайт аккредитованной организации и обнаружить объявление о его поиске. Хотя у авторов (правообладателей) нет обязанности по мониторингу сайтов аккредитованных организаций, из поправок очевидно следует, что в интересах каждого автора регулярно осуществлять такой контроль во избежание случайного признания своего произведения «сиротским».

Если автор не объявился, то аккредитованная организация включает объект авторских или смежных прав в общедоступный реестр «сиротских» произведений и рассчитывает размер вознаграждения за использование такого объекта (п. 7 ст. 1244.2 ГК РФ), а с заявителем заключает договор о предоставлении неисключительной лицензии.

К особенностям нового регулирования следует отнести невозможность предоставления исключительной лицензии (у аккредитованной организации нет таких полномочий), а также ограниченный перечень возможных способов использования. Так, использовать «сиротские» объекты авторских или смежных прав допускается только путем воспроизведения, распространения (включая продажу) и доведения до всеобщего сведения (ст. 1280.1, 1306.1 ГК РФ).

Иные положения законопроекта регулируют уже процедурные моменты: перечисление вознаграждения за использование «сиротского» произведения на номинальный счет, владельцем которого является аккредитованная организация; инвестирование денежных средств на номинальном счете; порядок выплаты вознаграждения объявившемуся автору (правообладателю); исключение объекта из реестра «сиротских» произведений и пр.

При этом представляется, что если автор не будет тщательно следить за сайтами аккредитованных организаций и общедоступными реестрами, то может появиться неограниченное количество лицензиатов, желающих за сравнительно небольшой размер вознаграждения воспользоваться произведением автора. И, хотя автор может впоследствии расторгнуть все договоры с такими лицензиатами и получить вознаграждение, это потребует от него активных действий, обращений в аккредитованную организацию и трату временных и материальных ресурсов.