В рамках эффективной экономики. Государство ждет от предприятий повышения производительности труда

| статьи | печать
В рамках эффективной экономики. Государство ждет от предприятий повышения производительности труда

Паспорт национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика» должен быть доработан к началу августа, следует из поручения главы российского правительства Михаила Мишустина. В нацпроект войдет федеральный проект, направленный на увеличение производительности труда, который должен охватить более трети средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей.

Премьер-министр дал поручения по итогам стратегической сессии, посвященной построению эффективной и конкурентной экономики. В национальный проект «Эффективная и конкурентная экономика» войдут федеральные проекты, направленные на стимулирование предпринимательской инициативы, повышение производительности труда и инвестиционной активности, развитие финансового рынка, а также адаптацию к изменениям климата и создание мониторинга климатически активных веществ.

Также в его состав будут включены целевые показатели и задачи, характеризующие достижение новой утвержденной президентом национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика». В числе таких показателей — вовлечение к 2030 г. не менее чем 40% средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики и 100% государственных и муниципальных организаций социальной сферы в реализацию проектов, направленных на повышение производительности труда. По словам премьера, это является основой эффективности функционирования экономики.

В России 31 декабря 2024 г. завершится срок реализации национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости», который реализуется с 1 октября 2018 г. Его цель — увеличить производительность труда на предприятиях несырьевого сектора на 5%. Президент России Владимир Путин в ходе послания к Федеральному Собранию призвал кардинально повысить производительность труда для преодоления кадрового дефицита, повышения эффективности отечественной промышленности и социальной сферы.

Благодаря поддержке нацпроекта 4 тыс. предприятий уже увеличили прибыль на 318 млрд руб. Это почти в десять раз больше, чем бюджет нацпроекта. «Он помогает не только создать современную производственную систему, но и адаптироваться к ограничениям на рынке труда. За шесть лет нацпроект уже снизил потребность экономики в кадрах на 100 тыс. человек», — отметил глава Минэкономразвития Максим Решетников. По расчетам ведомства, если нацпроект продлят, то эффект перекроет более 10% кадрового дефицита в стране к 2030 г.

Комментарий эксперта

Паспорт нового нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика» должен включать в себя позиции раздела «Устойчивая и динамичная экономика» майского указа президента о национальных целях развития РФ в части проведения до 2030 г. масштабных мероприятий, ставящих перед собой задачу увеличения производительности труда по всему периметру базовых несырьевых секторов экономики. Следует напомнить, что основным ресурсом для выполнения этой задачи является не борьба с перекурами на рабочем месте, а внедрение новых наукоемких технологий, создание которых непосредственно связано с выполнением следующего раздела «Технологическое лидерство» этого же указа, а именно — увеличение к 2030 г. внутренних затрат на исследования и разработки до 2% ВВП при активном развитии частно-государственного партнерства.

Пока эта цель мигрирует из одного документа в другой, а в реальности остается на уровне 1%, как и сжимающиеся «заколдованные» 20% МСП. При существующем тренде огосударствления бизнеса никаких проблем с директивным вовлечением предприятий в этот процесс не возникнет, остается надеяться, что оценочные метрики проводимых мероприятий позволят эффективно распорядиться бюджетом.

Комментарий эксперта

Поставленная президентом Владимиром Путиным задача по повышению производительности труда до 2030 г. обрела формат национального проекта и подразумевает ежегодный рост данного показателя в диапазоне 2—2,8%. Для достижения этой цели формируется в масштабах страны комплексная система современной производственной культуры.

В основу новой парадигмы положен принцип максимально эффективного использования имеющихся ресурсов предприятия без вовлечения дополнительных, а соответственно, при минимально допустимом уровне затрат для перехода на «новые рельсы». А именно: максимальная загрузка оборудования, нивелирование простоев производственных линий, оптимизация внутрипроизводственной логистики, внедрение системы «бережливого производства». Безусловно, поставленная задача требует обучения и переквалификации персонала.

С этим справляются созданный Федеральный центр компетенций и сеть региональных центров. В идеале повышение эффективности использования имеющихся ресурсов предприятия должно быть на уровне не ниже 75% и стремиться к 100% при стремящихся к нулю затратах на внедрение новой системы производственной культуры. Что и является ключевым показателем оценки запущенного национального проекта «Производительность труда».

Комментарий эксперта

Негативные последствия ужесточения миграционного законодательства для российского рынка труда в целом преувеличены. Массовый отток граждан Таджикистана привел в моменте к проблемам с доставкой у ряда торгово-обслуживающих компаний. Но даже эти проблемы постепенно могут быть решены за счет замещения этнического состава доставщиков. Вместо граждан Средней Азии этот рынок могут занять наши же соотечественники из глубин Центральной нечерноземной России. То же самое касается других секторов экономики — строительство, промышленность, сфера ЖКХ и пр.

Не секрет, что многие жители Центральной России уже работают на условиях длительного сменного режима (от недели до нескольких месяцев) в Москве, Санкт-Петербурге, в других крупных городах. Граждане Белоруссии входят в их число. До СВО граждане Украины широко присутствовали на российском рынке труда. Так что в профессионально-квалификационном плане проблем с замещением рабочих рук не существует. Основная проблема — институциональная. На рынках труда сложились цепочки коррупционных отношений, затрудняющие свободный переток рабочей силы.

Этнически-местечковое кумовство воздвигает барьеры на пути замещения рабочей силы. Простой пример. В 1990 г. я без труда устроился дворником в детский сад в качестве подработки. Сегодня все подобные рабочие места в сфере ЖКХ монополизированы по коррупционно-этническому принципу. Распорядитель рабочих мест увязан в коррупционные отношения с лидерами этнических кланов, поставляющих ему дешевую и некачественную рабочую силу за откаты.

Комментарий эксперта

Резервы рабочей силы в традиционных российских регионах немалые. Не должна вводить в заблуждение официальная статистика сверхнизкого уровня безработицы в России — 2,8%. У нас несовершенная статистика, огромная доля скрытой безработицы, частичной занятости. Будь рынок труда более гибок, институционально отлажен, не подвержен этнически-коррупционному монополизму, какому-нибудь квалифицированному слесарю из Ивановской области, перебивающемуся случайными заработками, не составило бы труда приехать поработать на длительный срок на питерский машиностроительный завод. К тому же подобные примеры более типичны в строительстве, ЖКХ, сельском хозяйстве.