Национальная цифровая платформа для грузоперевозок: эксперимент по ЭДО стартовал

| статьи | печать

1 августа 2024 года стартовал пилотный проект по переходу на электронный документооборот при грузоперевозках всеми видами транспорта в рамках Национальной цифровой платформы для грузоперевозок (НЦТЛП). Об эксперименте рассказывает Любовь Рожкова, управляющий директор практики «Управление цепями поставок и операциями» компании «Рексофт Консалтинг».

Пилот продлится почти год, до 1 июня 2025 года. В эксперименте принимают участие различные министерства и ведомства, ОАО «РЖД», АО «РЭЦ», грузоотправители, логистическое и операторское сообщество, компании, обеспечивающие электронный документооборот.

Во время тестового периода предстоит на практике отработать мгновенный обмен информацией со всеми участниками мультимодальной перевозки, следить, как проходит информационный обмен между перевозчиками, как передаётся ответственность по цепочке всех участников перевозки, как груз вместе с комплектом электронных документов переходит от одного участника к другому, и какие возможные ошибки на этом пути стыковок могут проявиться. Планируется, что эксперимент отладит механизмы взаимодействия участников грузоперевозок в рамках НЦТЛП.

Почему же такое внимание и ресурсы концентрируются на платформе электронного документооборота? Фактически НЦТЛП будет обеспечивать уникальный сервис для логиста, который будет помогать определять местоположение груза, выбирать оптимальные маршруты мультимодальных перевозок (как с точки зрения сроков, так и стоимости), выполнять функцию единого окна для взаимодействия с государственными структурами и перевозчиками.

Базовый сервис НЦТЛП – «прослеживаемость» – является одним из долгожданных сервисов, так как по задумке авторов проекта он будет обеспечивать логистов информацией не только о движении груза по железной дороге, но и по всему маршруту мультимодальной перевозки, которая может вестись автомобильным, морским, речным, железнодорожным и воздушным транспортом. Аналитика, построенная с помощью платформы, позволит повысить эффективность использования подвижного состава на 15-25% и безусловно поможет повысить пропускную способность наиболее загруженных логистических узлов.

Ожидается, что наибольший эффект будет получен на самых загруженных направлениях при мультимодальных перевозках. Сегодня это Восточный полигон и Дальневосточный морской порт. Здесь можно ожидать рост грузопотока за счет дополнительных сервисов, снижения порожнего пробега и простоев до 20-25%. Но что не менее важно, НЦТЛП позволит ускорить движение социально значимых грузов за счет более эффективной приоритизации, прослеживаемости и снижения трудозатрат на документальное сопровождение.

По оценке Минтранса, проект увеличит до 15% среднюю скорость доставки грузов при составных перевозках, до 20% увеличится загрузка транспортных артерий и их пропускная способность, до 8% сократятся расходы логистических компаний за счет однократной подачи документов в «единое окно», а также до 12% возрастет объем грузоперевозок. Нужно понимать, что в последние годы скорость движения грузов по наиболее загруженным маршрутам серьезно снизилась, кроме того, замедлилась и обработка документов, очень участились случаи конвенций (ограничений для движения по определенным участкам сети РЖД).

Поэтому оценки Минтранса выглядят вполне реалистичными. Более того, по мере реализации других инфраструктурных проектов, нацеленных на повышение мощности портов и пропускной способности сети РЖД, эффект будет сильно больше. Выгоду получат и грузоотправители с грузополучателями за счет снижения штрафов и затрат на хранение запасов при формировании судовых партий, сокращения оборотного капитала, замороженного в товарах в пути, повышения эффективности использования подвижного состава и т.д.