Арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 03.07.2024 № Ф09-3422/24 по делу № А76-27137/2023 отменил штраф за неисполнение требования, направленного по почте компании, которая обязана представлять декларации только в электронном виде.
Суть дела
В рамках проверки контрагента налоговики выставили компании требование о представлении документов по этому контрагенту. Несмотря на то, что компания являлась крупнейшим налогоплательщиком, требование налоговики направили ей по почте. Это было вызвано тем, что в системе ТКС в это время был сбой и налоговикам не удалось направить требование по ТКС.
Поскольку компания так и не подала документы, она была оштрафована по п. 1 ст. 126 и п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
Компания посчитала решение налоговиков необоснованным. По ее мнению, Налоговым кодексом отдельно установлена обязанность налогового органа использовать с определенными категориями налогоплательщиков исключительно электронный документооборот. Компания является субъектом электронного документооборота, поскольку поставлена на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. Направление требования о предоставлении документов (информации) почтовым отправлением на бумажном носителе в адрес налогоплательщика, обязанного предоставлять свою отчетность в электронном виде, недопустимо.
Компания обратилась в суд с требованием признать решение налоговиков недействительным.
Решения судов
Мнения судов разошлись. Суд первой инстанции встал на сторону компании. Он исходил из того, что инспекцией нарушен порядок направления требования о предоставлении документов. Вина компании во вмененном правонарушении отсутствует. Налоговой не представлено доказательств направления налогоплательщику посредством ТКС спорного требования и отклонения в его приеме.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд указал на то, что по смыслу п. 4 ст. 31 НК РФ инспекция вправе выбрать любой из перечисленных способов вручения требования. Судом апелляционной инстанции также была принята во внимание представленная сотрудником инспекции информация о произошедшем сбое в системе электронного обмена документами в соответствующий период, который не позволил направить соответствующее требование компании по ТКС.
Кассационный суд с позицией суда апелляционной инстанции не согласился. Пунктом 4 ст. 31 НК РФ установлено, что лицам, на которых Налоговым кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, документы направляются налоговым органом в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота, либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу. Для компании, как для лица, обязанного представить налоговую декларацию в электронной форме, предусмотрено направление требования также по ТКС.
Порядок направления и получения документов, предусмотренных НК РФ и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, а также представления документов по требованию налоговой в электронной форме по ТКС утвержден приказом ФНС России от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448@. В силу п. 20 этого Порядка если отправитель не получил от получателя квитанцию о приеме электронного документа, он направляет получателю документ на бумажном носителе. Доказательств соблюдения указанных положений порядка, инспекцией не представлено.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что инспекция вправе выбрать любой из перечисленных в п. 4 ст. 31 НК РФ способ вручения требования основан на неверном толковании вышеуказанных положений налогового законодательства.