Такой анализ представляет Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара (Институт Гайдара), опираясь на международные и внутренние источники.
В обзоре глобального нефтяного рынка в 1-м полугодии 2024 г. научный сотрудник лаборатории отраслевых рынков и инфраструктуры Института Гайдара Евгения Миллер сообщает, что, согласно прогнозам EIA, цена на нефть марки Brent вырастет с 82 долл./барр. в июне до 89 долл./барр. до конца 2024 г. и до 91 долл./барр. в I квартале 2025 г. Рост, поясняет эксперт, связан с небольшим снижением мировых запасов нефти из-за продления добровольных сокращений странами — участницами соглашения ОПЕК+ объемов добычи. В IV квартале 2024 г. EIA предполагает, что увеличение предложения из стран, не входящих в ОПЕК+ (за счет США, Канады, Бразилии и Гайаны), вернет мировой рынок к умеренному росту запасов, эффект сохранится и в первой половине 2025 г.
По прогнозу ОПЕК, средние цены на нефть марки Urals по итогам 2024 г. будут находиться в районе 67,16 долл./барр. Рост мирового спроса на нефть в 2024 г. останется на уровне 2,2 млн барр./сут.: для ОЭСР он вырастет на 0,2 млн барр./сут., а для стран, не входящих в ОЭСР, на 2,0 млн барр./сут. Ожидается, что в 2025 г. мировой спрос на нефть увеличится на 1,8 млн барр./сут., а основными драйверами роста поставок жидких углеводородов станут США, Канада, Бразилия и Норвегия, среди отраслей — авиасообщение и нефтехимия.
Банк России повысил прогноз цены на нефть марки Urals в 2024 г. с 80 долл./барр. до 85 долл./барр. В 2025 г. регулятор ожидает стоимость нефти на уровне 80 долл./барр., в 2026 г. — 70 долл./барр.
Согласно проведенному анализу прогнозов международных агентств, его автор ожидает роста мирового спроса на нефть в 2024—2025 гг. за счет увеличения спроса со стороны стран Азии и Бразилии, роста авиаперевозок и повышения выпуска в нефтехимической отрасли. Е. Миллер отмечает, что по итогам 2024 г. цена на нефть ожидается на уровне 80—85 долл./барр. даже с учетом решения ОПЕК+ по постепенному восстановлению объемов добычи за счет отказа от добровольных сокращений начиная с III квартала 2024 г.
«Что касается изменений на внутреннем рынке, то продление приостановки публикации статистики затрудняет анализ текущей динамики ключевых показателей нефтегазовой отрасли. Помимо этого, частые корректировки параметров налогового законодательства негативно влияют на инвестклимат в отрасли: сокращается объем инвестиций в развитие и модернизацию, что в условиях санкций является необходимой задачей (для увеличения доходов на внешних рынках за счет добавленной стоимости продукции, а также для преодоления дефицита топлива)», — заключает эксперт Института Гайдара.