Специалисты Банка России констатируют, что нагрузка на транспортную и логистическую инфраструктуру значительно возросла. Транспортные ограничения приводят к увеличению сроков поставок, удорожанию логистики. Это, поясняют они, стало одним из проявлений того, что расширение спроса опережает возможности экономики быстро его удовлетворить. Активная реализация проектов развития транспортной и складской инфраструктуры позволит в будущем ослабить данные ограничения. Однако в краткосрочном периоде более сдержанный рост транспортных издержек возможен только при более умеренной динамике совокупного спроса, делают вывод эксперты регулятора в последнем докладе о региональной экономике.
Изложение их работы, к сожалению, приходится давать в сильно усеченном виде. Пришлось пожертвовать даже целым разделом о динамике логистических издержек (рост тарифов на грузоперевозки по основным видам транспорта в апреле — мае 2024 г. несколько ускорился и составил 11,7% г/г). В выборе «перевесили» инвестиционные проекты масштабностью картины.
Динамика по видам транспорта
Аналитики ЦБ сообщают, что объем железнодорожных грузоперевозок в целом по России в марте — мае 2024 г. — примерно на 5,0% ниже уровня IV квартала 2021 г. Погрузка на сети железных дорог в 1-м полугодии 2024 г. снизилась на 3,0% г/г. Авторы обзора отмечают, что наибольший вклад в снижение погрузки внесла динамика показателя на Западно-Сибирской железнодорожной магистрали из-за сокращения перевозок угля, и связывают это в том числе со снижением спроса со стороны стран Азии. Вместе с тем из-за переориентации товарных потоков на Восток растет погрузка на железных дорогах Восточного полигона.
Высокая загруженность инфраструктуры, а также дефицит подвижного состава и низкая оборачиваемость вагонов в текущем году продолжали влиять на снижение объема грузоперевозок по железной дороге в целом по России. Кроме того, повышение приоритета отправок топливно-энергетических товаров на направлениях Восточного полигона увеличило сроки отправки контейнеров на Дальний Восток. Ситуация с контейнерными поставками несколько улучшилась в мае — июне за счет увеличения в конце апреля 2024 г. очередности перевозки продовольственных и социально значимых товаров в восточном направлении. Однако эксперты ЦБ констатируют, что проблема загруженности железных дорог остается существенной для бизнеса. Предприятия всех макрорегионов сообщали о значительных задержках доставки грузов, что оказывало негативное влияние на их деятельность.
В условиях высокой загруженности железнодорожной инфраструктуры наблюдается опережающий рост спроса на грузовые автоперевозки. В целом по России в марте — мае 2024 г. объем грузоперевозок автомобильным транспортом на 20% превысил уровень IV квартала 2021 г.
В разрезе макрорегионов в январе — мае 2024 г. наибольший рост грузовых автоперевозок отмечался в ЮФО и ЦФО. Сказалось в том числе увеличение грузопотока по сухопутному маршруту МТК «Север — Юг» в результате переориентации внешнеторговых потоков в страны Азии и Ближнего Востока. Дополнительное влияние на рост спроса на автомобильные перевозки оказало временное закрытие аэропортов в приграничных регионах центральной и южной части России.
Кроме того, увеличению количества заявок на внутрироссийские автоперевозки способствовало развитие в регионах сегмента интернет-торговли и наращивание объемов промышленного производства.
При этом, по информации автоперевозчиков, сохраняется дефицит кадров, особенно водителей большегрузного транспорта. В свою очередь, из-за нехватки персонала простаивает автопарк.
Аналитики регулятора отмечают, что морские грузоперевозки в России ориентированы преимущественно на внешнеторговые потоки. Перевалка грузов в морских портах в марте — мае 2024 г. оставалась примерно на 5% выше уровня IV квартала 2021 г. Основной вклад в рост внесли экспортные отгрузки зерна, удобрений и нефти.
В то же время наблюдается увеличение объемов внутренних (каботажных) морских грузоперевозок. Из-за санкций существенно выросла перевозка грузов на морской линии между Калининградской областью и портами Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Для обеспечения полной независимости от логистических ограничений полуэксклава России продолжается наращивание провозных мощностей.
Кроме того, в направлении Дальнего Востока развиваются маршруты доставки по Северному морскому пути (СМП). Для этого транспортные компании расширяют грузовой флот ледового класса, разрабатывают мультимодальные сервисы.
Также эксперты ЦБ констатируют, что в условиях высокой загруженности наземных видов транспорта со стороны предприятий растет интерес к речным (внутренним водным) грузоперевозкам. Так, Костромской грузовой порт, открытый в 2022 г. после 20 лет простоя, планирует в навигационный период 2024 г. увеличить перевалку грузов на 40% г/г. В дальнейшем порт планируется использовать для доставки грузов в регионы, расположенные ниже по течению реки Волги, а также в страны СНГ.
Объем перевозок грузов воздушным транспортом в марте — мае 2024 г. сложился на 52,4% ниже уровня IV квартала 2021 г. Авторы обзора поясняют, что сказалось снижение грузопотока на международных линиях, которые традиционно занимали основную долю в общем объеме грузовых авиаперевозок до введения в 2022 г. санкций. По информации представителей отрасли, сегодня доставка грузов по международным направлениям осуществляется в основном пассажирскими авиакомпаниями, грузовая емкость которых значительно меньше, чем у специализированных. За январь — май 2024 г. международный грузовой трафик уменьшился на 1,8% г/г. Его доля в общем грузообороте воздушного транспорта составляет около 30% (доля в январе — мае 2021 г. — 75%).
В то же время объем перевозки грузов воздушным транспортом по внутренним направлениям за январь — май 2024 г. увеличился на 3,3% г/г за счет расширения российскими авиакомпаниями сети грузовых авиамаршрутов и увеличения количества рейсов на уже имеющихся. При этом по-прежнему негативно влияет временное закрытие аэропортов в приграничных регионах в центральной и южной части России.
Инвестиционные проекты
В регионах России, отмечают аналитики ЦБ, продолжается реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие транспортно-логистической и складской инфраструктуры, в том числе в рамках национального проекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». Во всех макрорегионах ведется реконструкция и строительство федеральных трасс. Продолжается сооружение трассы М-12 «Восток» — в конце 2023 г. было открыто движение от Москвы до Казани. В 2024 г. планируется расширить М-12 до Екатеринбурга, а в 2025 г. — до Тюмени. Трасса М-12 «Восток» станет частью перспективного маршрута «Россия» и будет способствовать расширению торговых связей, повышению надежности и скорости доставки товаров. Активно развивается автотранспортная инфраструктура на Юге России — в 2023 г. на федеральной трассе М-4 «Дон» с опережением сроков завершено строительство обхода Аксая в Ростовской области, а также дальнего западного обхода Краснодара. До конца 2024 г. планируется закончить строительство новой скоростной дороги до Крымского моста, что сократит время в пути от Краснодара до двух часов.
Помимо строительства новых автомобильных дорог, ведется работа по развитию железнодорожной инфраструктуры. В 2024 г. завершается второй этап крупнейшего проекта — развития Восточного полигона, в рамках которого его провозные мощности будут увеличены до 182 млн т в год. По итогам 2023 г. мощности уже выросли до 173 млн т в год за счет модернизации и ввода во временную эксплуатацию более чем 140 объектов на БАМе и Транссибе.
Развивается сеть мультимодальных транспортно-логистических центров (ТЛЦ), расположенных на сети железных дорог. В Московской области в прошлом году завершился проект по строительству одного из крупнейших в России ТЛЦ «Электроугли». В Новосибирской области в ноябре прошлого года была запущена первая очередь федерального мультимодального ТЛЦ «Сибирский». После выхода на полную мощность (2025 г.) центр станет ключевым на Транссибе грузовым хабом. В 2024 г. планируется ввод крупнейшего на Дальнем Востоке сухого порта — ТЛЦ «Артем». Каждый из этих объектов способен обрабатывать около 1 млн 20-футовых контейнеров в год.
В результате развития онлайн-торговли и расширения федеральных торговых сетей растет ввод складских мощностей, а также во всех макрорегионах ведется строительство распределительных центров, что позволяет снижать сроки доставки товаров и оптимизировать транспортно-логистические расходы. По оценкам экспертов рынка, в целом по России в 2024 г. ожидается рекордный объем ввода качественной складской недвижимости, который в 1,5 раза превысит уровень прошлого года. Вместе с тем во многих регионах дефицит складских площадей сохраняется.
В регионах России также реализуются проекты по развитию портовой инфраструктуры. Например, в Мурманской области в рамках строительства морского торгового порта «Лавна» в конце 2023 г. было завершено строительство участка железнодорожной линии, которая в дальнейшем будет интегрирована в МТК «Север — Юг». Реализация проекта существенно снизит нагрузку на железнодорожные подходы к южным портам страны, а также на БАМ и Транссиб. Порт «Лавна» станет одним из транспортных узлов на маршруте СМП. Его запуск в 2024 г. будет способствовать открытию новых рынков экспортных поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, заключают эксперты Банка России.
Структура перевозок грузов по видам транспорта в январе — мае 2024 г., %
Вид транспорта |
Доля |
Автомобильный |
83,2 |
Железнодорожный |
15,7 |
Водный |
1,1 |
Воздушный |
0,01 |
Изменение доли вида транспорта в структуре грузоперевозок в январе — мае 2024 г., п.п. г/г
Вид транспорта |
Изменение |
Автомобильный |
1,82 |
Железнодорожный |
–1,73 |
Водный |
–0,08 |
Воздушный |
0,00 |
Источник: Банк России по данным Росстата