Доля российского рынка в общем объеме продаж отечественных софтверных компаний в 2023 г. достигла рекордных 76,2%, увеличившись за год более чем на 10 п.п. По мнению экспертов, с одной стороны, такой рост говорит о повышенном спросе на ПО в России в рамках импортозамещения, а с другой — о проблемах развития экспорта, которые необходимо решить для обеспечения места России в конкурентной борьбе на глобальном рынке в Новом Технологическом укладе.
Объединение отечественных компаний — разработчиков программного обеспечения «Руссофт» год назад прогнозировало, что доля российского рынка увеличится до 72% по итогам 2023 г. По факту рост оказался еще больше — отечественный сегмент достиг 76%. В то же время доля ближнего зарубежья не увеличилась, как прогнозировалось, до 13%, а снизилась до почти 10%. Доля макрорегиона «США и Канада» сократилась с 5,9 до 3,3% при прогнозируемом падении до 3,0%. Также корректным оказался прогноз относительно доли «Европы» (снижение до 3,8% вместо ожидаемых 3,4%). Сверхоптимистичными оказались ожидания по продажам в Южной и Восточной Азии: доля этого макрорегиона составила только 3% вместо ожидаемых почти 5%.
«Оперативной переориентации на внешние рынки мешает низкая осведомленность зарубежных партнеров о технологических преимуществах российских решений и культурный барьер — например, многие страны Азии и Африки в принципе не заключают партнерства быстро», — отметил Дмитрий Ролдугин, директор по развитию бизнеса компании VINTEO в регионе MENA. По его словам, как правило, и переориентация, и работа с зарубежными рынками с нуля для среднего по размеру технологического вендора занимает от двух-трех лет до выхода на безубыточность.
«Главной проблемой, которая требует поддержки со стороны государства, были и остаются финансово-инфраструктурные вопросы — в текущих обстоятельствах тяжело наладить регулярное и предсказуемое получение средств за поставку продукции и их отправку для развития бизнеса в дружественных странах. По сравнению с внутренним рынком на внешних конкуренция намного острее — и с глобальными технологическими гигантами, и с локальными вендорами», — считает Д. Ролдугин. Эксперт уверен, что важен индивидуальный подход к каждому региону и выбор тех, где вендор сможет занять сильную позицию и найти поддержку локальных партнеров.
Объем продаж российской индустрии ПО в других макрорегионах пока составляет около 1%. «При таких величинах сопоставлять прогнозируемую и фактическую величину не имеет смысла. Можно лишь отметить, что у рынка стран Ближнего Востока пока доля не такая высокая, как можно было бы ожидать, но не исключено, что работу в этом макрорегионе опрошенные компании ведут, но особенно не хотят ее афишировать. В то же время доля рынка Ближнего Востока может значительно увеличиться за один год», — отметили в «Руссофт».
Потенциал внутреннего рынка пока не раскрыт
Есть потенциал и у внутреннего рынка. По оценке экспертов, российский ИТ-рынок еще далек от насыщения — это связано как с освободившимися нишами и высоким потенциалом импортозамещения, так и с глобальным мейнстримом повсеместной цифровизации. «Группа компаний Softline — один из лидеров ИТ-рынка — продолжает активно работать в этом направлении, наш портфель собственных разработок и партнерских решений российских вендоров постоянно пополняется. Кроме того, стратегическим приоритетом ГК Softline является геоэкспансия в дружественные страны, а также вывод собственных продуктов на качественно новый уровень для обеспечения конкурентоспособности на международной арене», — поделился планами компании Александр Рожков, директор по развитию международного бизнеса ГК Softline.
Компания уже открыла хабы в регионах Центральной Азии и на Ближнем Востоке и планирует в этом году охватить еще один перспективный регион. «Мы видим, что российские ИТ-экспортеры продолжают активно осваивать дружественные рынки СНГ, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. Этому способствует возрастающий интерес к независимым решениям (в том числе на базе Open Source) на фоне стремительного роста киберугроз и к мерам поддержки со стороны экспортных центров и институтов развития (появление локальных цифровых атташе и бизнес-амбассадоров), организациям бизнес-миссий и участию в международных выставках. В ближайшее время мы ожидаем постепенного перехода от количества к качеству — от множества пилотных проектов к полноценным внедрениям, и, соответственно, роста узнаваемости брендов и повышения лояльности к российским продуктам в дружественных странах», — сказал А. Рожков.
Согласно прогнозу «Руссофт», основанному на ожиданиях опрошенных в начале 2024 г. софтверных компаний в рамках ежегодного исследования, в текущем году доля России в общем объеме продаж софтверной индустрии сократится до 72,2% при предполагаемом увеличении доли продаж на зарубежных рынках. Однако другие расчеты, основанные на предположительном изменении всей экспортной выручки, свидетельствуют о том, что, несмотря на увеличение доходов от экспорта (как в рублевом, так и в долларовом выражении) после двухгодичного сокращения, темпы роста продаж на внутреннем рынке все-таки будут выше. Таким образом, доля российского рынка в 2024 г. может и не уменьшиться даже при росте экспорта, полагают эксперты.
Тем не менее они считают, что в 2025 г. и далее даже при положительных темпах повышения продаж в России можно ожидать увеличения доли реализации за границей в общем объеме продаж российской индустрии разработки ПО за счет еще более значительного темпа роста продаж за рубежом. Отраслевые специалисты подчеркивают, что работа на международном рынке важна для обеспечения технологического суверенитета и для завоевания места среди лидеров мирового рынка, поскольку за счет роста валютной выручки позволяет не только увеличивать объемы финансирования разработки важных для экономики импортозамещающих решений, но и работать над качеством этих решений в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке.
Точки роста на внешнем рынке
Анализируя зарубежные рынки, эксперты пришли к выводу, что по итогам этого года ожидается продолжение уменьшения доли продаж отечественных компаний в таких макрорегионах, как «США/Канада», «Европа» (без России и Ближнего зарубежья) и «Австралия/Новая Зеландия», в то время как можно ожидать роста реализации на других рынках, которые охватывают «дружественные страны».
Если сделать деление всех стран на Россию с ближнем зарубежьем, западный мир («недружественные страны») и новые рынки (с 2022 г. они стали «дружественными странами»), то ожидается, что доля России с ближним зарубежьем в 2024 г. почти не изменится, а доля «дружественных стран», скорее всего, станет намного шире, чем «недружественных».
«Рынки дружественных стран — Индии, Латинской Америки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Северной Африки — не являются для нас чем-то новым, мы работали с ними и раньше. Однако после 2022 г. на эти рынки была переориентирована большая часть ресурсов, включая маркетинговые инструменты и продвижение. Главный драйвер высокого спроса на российские ИТ-продукты за рубежом не изменился — желание укрепить цифровой суверенитет и снизить создаваемые глобализацией риски», — отметил Дмитрий Одинцов, директор по развитию «Труконф». По итогам 2023 г. ПО компании за рубежом стали скачивать на 35% чаще по сравнению с 2022 г. Рост числа внедрений среди представителей крупного бизнеса, атомной и космической промышленности также привел к увеличению среднего чека за ПО «Труконф» за рубежом — на 94%.
Самый заметный рост продаж российских софтверных предприятий участники рынка ожидают на рынках ближнего зарубежья, в Южной и Восточной Азии (в первую очередь Индии), в Африке и на Ближнем Востоке. Почти 2/3 респондентов указали, что имеют интерес к работе на рынках ближнего зарубежья (уже присутствуют, планируют присутствовать на этих рынках или изучают их). Рынки Северной Америки и Европы по доле компаний, которым они интересны, еще остаются среди самых привлекательных, но по темпам роста их сильно превосходит Южная и Восточная Азия, да и у Ближнего Востока и Африки этот показатель выше, чем у макрорегиона «США/Канада».
Распределение продаж российских софтверных компаний по макрорегионам глобального рынка в 2017—2023 гг. и прогноз на 2024 г., % от совокупного оборота (расчет по оценке значимости конкретных рынков)
|
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 (прогноз) |
Россия |
49,5 |
55,3 |
52,4 |
52,5 |
52,5 |
65,6 |
76,2 |
72,2 |
Ближнее зарубежье (постсоветское пространство) |
— |
— |
4,7 |
7,3 |
13,45 |
11,5 |
10,2 |
11,9 |
США и Канада |
17,1 |
13,0 |
16,3 |
13,0 |
11,8 |
5,9 |
3,3 |
2,7 |
Европа (без России и ближнего зарубежья) |
— |
— |
13,6 |
12,4 |
12,2 |
5.7 |
3,8 |
3,3 |
Южная и Восточная Азия |
4,0 |
4,0 |
3,8 |
6,5 |
2,9 |
5,9 |
3,0 |
3,7 |
Южная и Центральная Америка |
1,5 |
1,6 |
2,6 |
2,7 |
2,4 |
1,6 |
1,0 |
1,3 |
Африка |
0,5 |
0,6 |
2,1 |
1,4 |
0,3 |
0,9 |
1,1 |
2,0 |
Австралия/Новая Зеландия |
0,9 |
0,9 |
2,4 |
0,7 |
1,25 |
0,9 |
0,6 |
0,5 |
Страны Ближнего Востока |
1,3 |
1,4 |
2,1 |
3,5 |
3,2 |
2,0 |
1,0 |
2,3 |
Распределение продаж российских софтверных компаний по группам рынков в 2017—2023 гг. и прогноз на 2024 г., %
|
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 (прогноз) |
Россия и Ближнее зарубежье |
54,8 |
60,6 |
57,1 |
60,0 |
65,95 |
77,1 |
84,4 |
83,5 |
Западный мир (с 2022 г. «недружественные страны») |
37,9 |
31,8 |
32,3 |
26,0 |
25,25 |
12,5 |
8,0 |
6,3 |
Новые рынки (с 2022 г. «дружественные страны») |
7,3 |
7,6 |
10,6 |
14,0 |
8,8 |
10,4 |
7,6 |
10,2 |
Источник: «Руссофт»
Присутствие российских компаний на внутреннем и зарубежных рынках в 2007—2023 гг. и прогноз на 2024 г., % опрошенных компаний
|
2007 |
2013 |
2014—2017 |
201 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
202 |
2024 (прогноз) |
Россия |
55 |
93 |
87—94 |
94 |
90 |
99 |
95 |
98,7 |
98,6 |
97,5 |
Ближнее зарубежье |
— |
— |
— |
— |
44 |
49 |
44 |
45,7 |
38,6 |
48,1 |
Белоруссия |
32 |
33 |
27—33 |
26 |
32 |
19 |
25 |
23,9 |
23,5 |
30,5 |
Казахстан |
— |
— |
— |
— |
36 |
26 |
30 |
29,5 |
24,6 |
33,0 |
Узбекистан |
— |
— |
— |
— |
24 |
16 |
17 |
17,9 |
14,7 |
19,6 |
США и Канада |
55 |
41 |
42—48 |
39 |
58 |
32 |
24 |
17,5 |
13,3 |
13,3 |
Европа (без России и ближнего зарубежья) |
— |
— |
— |
— |
51 |
42 |
35 |
24,8 |
16,5 |
16,1 |
Германия (немецкоговорящие страны) |
25 |
22 |
19—31 |
29 |
33 |
11 |
15 |
6,8 |
6,0 |
4,6 |
Франция |
— |
— |
— |
— |
19 |
10 |
9 |
4,7 |
3,9 |
3,2 |
Великобритания |
— |
— |
— |
— |
28 |
16 |
9 |
9,0 |
4,9 |
4,2 |
Скандинавия (с Финляндией) |
28 |
17 |
16—20 |
21 |
22 |
12 |
11 |
4,3 |
2,8 |
2,5 |
Италия |
— |
— |
— |
— |
21 |
17 |
5 |
3,0 |
2,1 |
2,1 |
Страны Центральной и Восточной Европы |
— |
— |
16—20 |
21 |
24 |
16 |
15 |
5,1 |
6,3 |
6,0 |
Африка |
— |
— |
9—10 |
8 |
17 |
3 |
6 |
6,0 |
5,3 |
8,8 |
Южная и Восточная Азия |
19 |
8 |
12—16 |
17 |
26 |
22 |
18 |
12,0 |
10,5 |
15,1 |
Индия |
— |
— |
— |
— |
15 |
9 |
6 |
3,4 |
6,3 |
9,1 |
Китай |
— |
— |
— |
— |
24 |
10 |
6 |
4,7 |
2,8 |
4,2 |
Индонезия |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
3,2 |
3,9 |
Южная и Центральная Америка |
— |
— |
8—14 |
10 |
17 |
9 |
10 |
6,8 |
5,6 |
6,0 |
Бразилия |
|
|
|
|
10 |
10 |
5 |
3,0 |
3,2 |
2,8 |
Мексика |
|
|
|
|
10 |
5 |
4 |
2,1 |
2,8 |
2,8 |
Аргентина |
|
|
|
|
7 |
5 |
4 |
3,4 |
2,1 |
2,1 |
Ближний Восток |
— |
8 |
6—16 |
19 |
21 |
13 |
14 |
8,5 |
6,3 |
12,3 |
Австралия |
— |
— |
8—16 |
12 |
15 |
8 |
6 |
3,8 |
3,5 |
2,8 |
К сведению
Последствия релокации. ИТ-компании больше не озабочены миграцией персонала
Отъезд разработчиков ПО из России в 2023 г. перестал быть серьезной проблемой для индустрии. К такому выводу пришли эксперты «Руссофт», проанализировав данные опроса софтверных компаний.
Исследование показало, что ситуация с выездом профильных технических специалистов в области разработки ПО за рубеж в прошлом году заметно улучшилась. Основной поток выезжавших специалистов в 2022 г. был обусловлен организованной релокацией персонала центров разработки ПО крупных зарубежных компаний, которые прекратили свою работу в России. Соответственно, эти компании не участвовали в опросе 2023 г. Но даже у опрошенных отечественных предприятий потери в 2022 г. составили 4,26% от совокупной численности персонала, а по итогам прошлого года аналогичный показатель уменьшился до 0,78%.
Проведенные расчеты показали: за весь 2022 г. уехали из страны для работы в зарубежных компаниях по контракту или на ПМЖ около 17 тыс. человек. Столько приблизительно потеряла только отечественная софтверная индустрия. В 2023 г. выезд разработчиков ПО не превысил 3,5 тыс. специалистов.
Вместе с тем по результатам опроса 2024 г., стало намного меньше респондентов, которые называли миграцию сотрудников за рубеж проблемой для их компании. Доля таких респондентов составила только 14%. Это самый низкий показатель за последние пять лет. В то же время только 0,7% респондентов отметили вариант ответа «Проблема носит достаточно массовый характер для нашей компании».
«В рамках нашей компании потери по причине релокации сотрудников изначально были незначительны и составили 3,2% от общего числа сотрудников. Последний год мы наблюдаем две основные тенденции — это возвращение ранее покинувших РФ ИТ-специалистов и появление на рынке труда все большего количества молодых ИТ-специалистов», — отметила Ксения Коскова, HR-директор цифровой платформы для организации командировок и управления расходами «Ракета». По ее словам, профессия в ИТ-сегменте остается самой популярной, и число желающих обучаться и развиваться в этом направлении лишь увеличивается.
Приток кадров из-за рубежа в софтверные компании России стал существенно меньше несколько лет назад. По итогам 2020 г. приток кадров из-за рубежа был примерно таким же, как и годом ранее (около 3 тыс.), но доля софтверных компаний, принимавших на работу иностранцев, снизилась. В 2021 г. во многом из-за пандемии коронавируса и распространения удаленного режима работы приток специалистов из-за рубежа схлопнулся примерно в три раза. Доля компаний, принимавших на работу иностранцев, снизилась до 12,3%.
Произошедшее сокращение подтвердили результаты опроса 2023 г., которые показали, что доля компаний, принявших на работу иностранцев в 2022 г., сократилась до 5,4%, хотя общее число приехавших ИТ-специалистов осталось прежним. Возвращение в страну тех сотрудников, которым помогал релоцироваться за рубеж иностранный работодатель, был незначительным.
По данным «Руссофт», в 2023 г. приток кадров из-за рубежа стал немного больше. Только софтверные компании, без учета предприятий других отраслей, взяли на работу около 500 иностранцев и около 1 тыс. россиян, которые вернулись после выезда за рубеж. Всего — 1,5 тыс., что меньше, чем потери индустрии от утечки кадров за рубеж (около 3,5 тыс.), но больше притока разработчиков ПО в Россию в 2022 г.
Показатели, характеризующие поток въезжающих в Россию специалистов в области разработки ПО в 2020—2023 гг., %
Год |
Доля компаний которые приняли, на работу иностранных специалистов |
Доля иностранных специалистов в общем количестве принятых на работу новых сотрудников |
2020 |
16,2 |
4,9 |
2021 |
12,3 |
1,3 |
2022 |
5,4 |
1,3 |
2023 |
5,6 |
1,8 |
Источник: «Руссофт»