Майнинг в действии

| статьи | печать

Недавно Президент РФ подписал несколько федеральных законов, целью которых является установление законодательной базы для регулирования майнинга цифровых валют в РФ и их потенциальное использование в расчетах с иностранными контрагентами в рамках экспериментально-правовых режимов (ЭПР) в будущем.

Стоит отметить, что изменения в законодательстве могут рассматриваться как «отправная точка» в вопросе дальнейшего развития цифровых инструментов для расчетов с иностранными контрагентами, что является одной из наиболее насущных тем для участников рынка на текущий момент. При этом для практической реализации этого направления может потребоваться дальнейшее развитие инфраструктуры и регулирования, в том числе в области налогообложения и учета (вопросы, которые в отношении цифровых валют пока по-прежнему остаются открытыми).

Мы рассмотрим основные направления принятых законов в разрезе следующих блоков: майнинг, цифровые валюты и ЭПР.

Майнинг и цифровые валюты

Майнинг цифровой валюты (далее — майнинг) определяется законом1 как деятельность по проведению математических вычислений, имеющих целью выпуск цифровой валюты и (или) получение лицом, осуществляющим такую деятельность (далее — майнер), вознаграждения в цифровой валюте за подтверждение записей в информационной системе.

Майнинг производится путем эксплуатации технических и программно-аппаратных средств (далее — оборудование для майнинга) для внесения записей в информационную систему, использующую технологию (включая блокчейн и другие системы на основе распределенного реестра).

Закон также вносит определение майнингового пула, которым признается объединение мощностей оборудования для майнинга, принадлежащего разным владельцам (далее — участники майнинг-пула) и используемого для целей майнинга цифровой валюты, в результате которого осуществляется распределение выпущенной (полученной) цифровой валюты между участниками майнинг-пула.

Правительство РФ вправе установить требования к майнинг-пулу, а также к лицу, организующему его деятельность. Организатором майнинг-пула может быть российское юридическое лицо, ИП или физическое лицо — гражданин РФ. Организатор может совмещать свою деятельность с майнингом. К нему будут применяться требования, предусмотренные для майнеров, которые описаны ниже.

Осуществлять майнинг (в том числе участвовать в майнинг-пулах) смогут российские юридические лица и ИП с момента включения их в специальный реестр Минцифры России.

Физические лица — граждане РФ смогут осуществлять майнинг без включения в реестр майнеров при условии, что потребляемая энергия в рамках такой деятельности не превысит лимитов энергопотребления, установленных Правительством РФ.

Правительство РФ по согласованию с Банком России вправе установить иные требования к деятельности лиц, осуществляющих майнинг.

Майнинговая инфраструктура

Майнинговой инфраструктурой признаются объекты, используемые для размещения оборудования, применяемого для осуществления деятельности майнинга/майнинговых пулов, включая инженерно-техническое обеспечение (электроснабжение).

Оператором майнинговой инфраструктуры признается лицо, оказывающее услуги по предоставлению майнинговой инфраструктуры. Деятельность оператора могут осуществлять российские юридические лица и ИП, включенные в специальный реестр Минцифры России.

Требования к деятельности оператора, характеру и объему оказываемых им услуг будут устанавливаться Правительством РФ.

Адреса-идентификаторы

Адресом-идентификатором (в нашем понимании — известным в отрасли под термином «криптовалютный кошелек») признается уникальная последовательность символов, предназначенная для учета в информационной системе приходных и расходных операций с цифровой валютой.

Майнер должен предоставлять информацию о получении цифровой валюты в результате майнинга, а также об адресе-идентификаторе в уполномоченный орган, который будет определен Правительством РФ, в порядке, объеме и сроки, установленные им.

В свою очередь, данный орган будет обмениваться такой информацией с Росфинмониторингом и Банком России в соответствии с заключенными между ними соглашениями.

Помимо этого, адрес-идентификатор должен предоставляться в Росфинмониторинг, ФСБ России, ФНС России и Росимущество по их запросам в целях выполнения возложенных на эти органы задач в случаях, которые будут установлены федеральными законами.

Оборот цифровой валюты

Напомним, что по общему правилу российские организации, а также физические лица — налоговые резиденты РФ не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за товары, работы или услуги.

В данное правило вносится исключение для случаев, в которых получение цифровой валюты происходит в результате выпуска цифровой валюты и (или) получения майнером (в том числе участником или организатором майнинг-пула) вознаграждения в цифровой валюте за подтверждение записей в информационной системе — такая деятельность теперь становится разрешенной.

При этом Правительство РФ в установленных им случаях и порядке вправе установить запрет на осуществление майнинга (в том числе участие в майнинг-пуле) в отдельных субъектах РФ или на отдельных их территориях.

Помимо этого, уполномоченный орган, который должен быть определен Правительством РФ, по согласованию с Банком России в целях обеспечения финансовой стабильности РФ вправе установить запрет и (или) ограничения на совершение сделок с цифровой валютой.

Дополнительно стоит отметить, что предложение неограниченному кругу лиц цифровой валюты, товаров (работ, услуг) в целях организации ее обращения, а также реклама указанной деятельности и самой цифровой валюты в РФ запрещаются.

Учитывая описанные выше ограничения, можно прийти к выводу, что закон определяет и регулирует новую инфраструктуру, необходимую для легального получения цифровой валюты в рамках майнинга, но при этом сам по себе не предоставляет новых возможностей для использования полученной цифровой валюты каким-либо образом (для расчетов, обмена и т.д.) в рамках правового поля.

Мы предполагаем, что такие возможности, в частности в отношении расчетов цифровыми валютами с иностранными контрагентами, могут быть проработаны в будущем в рамках ЭПР.

Большинство положений, касающихся майнинга, начнут действовать с 1 ноября 2024 г.

ЭПР

Второй подписанный закон2 закрепляет за Банком России полномочия по регулированию ЭПР в сфере цифровых инноваций, а также по утверждению программы ЭПР.

С помощью программы ЭПР может быть установлено специальное регулирование, отличающееся от регулирования, предусмотренного различными действующими федеральными законами. Программа ЭПР утверждается нормативным актом Банка России.

Режим ЭПР может позволить ввести для его участников альтернативное регулирование, которое могло бы снять существующие барьеры и ограничения для расчетов цифровыми валютами.

Положения закона вступят в силу 1 сентября 2024 г.

При этом закон не определяет какой-либо срок, в рамках которого может быть принята программа ЭПР в целях осуществления сделок с цифровой валютой. С учетом того, что данный процесс потребует проработки инфраструктуры, а также согласования с различными регулирующими органами, его реализация на практике может занять определенное время.


1 Федеральный закон от 08.08.2024 № 221-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2 Федеральный закон от 08.08.2024 № 223-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».