Арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 27.06.2024 № Ф01-2284/2024 по делу № А43-6314/2023 выплату компенсации за вредные условия труда признал скрытой формой зарплаты, подлежащей обложению НДФЛ.
Суть дела
Действующим в компании коллективным договором предусмотрено, что работодатель обеспечивает выплату компенсации за вредные условия труда на основании требований ст. 147 ТК РФ по результатам проведенной СОУТ.
Компания провела независимую спецоценку условий труда, по итогам которой рабочим местам был присвоен класс условий труда 3.1 (по показателю «нагрузка на голосовой аппарат»). В отношении ряда рабочих мест выявлены вредные условия труда с воздействием фактора «напряженность трудового процесса». В приложении к соглашению по охране труда был приведен перечень рабочих мест с тяжелыми и вредными условиями труда и указано, что оплата труда таких работников производится в повышенном размере.
Выплачиваемые работникам компенсации за вредные условия труда компания НДФЛ не облагала. Обнаружив данный факт в ходе налоговой проверки, инспекция доначислила компании НДФЛ, пени и штраф. По мнению проверяющих, данная компенсация является скрытой формой оплаты труда и подлежит обложению НДФЛ.
Компания обратилась в суд с требованием о признании решения налоговиков незаконным.
Решение судов
Суды трех инстанций поддержали налоговиков. Они указали, что по результатам проведенной специальной оценки условий труда при установлении наличия вредных условий в компании не введены ни сокращенная продолжительность работы (ст. 92, 94 ТК РФ), ни ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 116, 117 ТК РФ).
Дополнительные выплаты в пользу работников производились на основании акта независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников, выполненной организацией, у которой нет права проводить специальную оценку условий труда.
Из общего количества трудовых договоров (101 штука) только восемь имеют дополнительное соглашение, в котором указаны: класс 3.1 (вредные условия труда), повышенная оплата труда, ежегодное проведение медицинских осмотров, дополнительная компенсация за вредные условия труда.
Сведения о сотрудниках компании с установленным диагнозом профессиональных заболеваний отсутствуют.
Таким образом, начисленные компенсационные выплаты не были призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с восстановлением здоровья, вред которому был причинен в связи с выполнением ими трудовых обязанностей во вредных либо опасных условиях труда.
В представленных компанией расчетах дополнительных компенсационных выплат работникам за работу во вредных условиях труда указаны максимальные суммы дополнительных компенсаций на одного человека в зависимости от должности, а не от необходимых затрат работника на восстановление здоровья.
В результате суды пришли к выводу, что по существу рассматриваемые компенсационные выплаты направлены на повышение размера оплаты труда работников, а следовательно, в отношении таких выплат не применяются положения п. 1 ст. 217 НК РФ и такие выплаты включаются в налоговую базу для исчисления НДФЛ.