Продвижение бизнеса в соцсетях. Какие инструменты поддержки могут предложить власти

| статьи | печать
Продвижение бизнеса в соцсетях. Какие инструменты поддержки могут предложить власти

Соцсети стали одной из точек роста электронной коммерции в стране — 98% предпринимателей продвигают свой бизнес с их помощью, следует из данных, опубликованных Минэкономразвития. В ведомстве называют важнейшей задачей внедрение и развитие инструментов поддержки в этой сфере, отвечающих запросам предпринимателей. О том, с какими проблемами сталкиваются компании в соцсетях и какая помощь со стороны государства необходима, разбираемся с экспертами.

Минэкономразвития России и ассоциация «Мой бизнес — мои возможности» провели совместное исследование «Продвижение бизнеса через социальные сети». Согласно полученным данным, соцсети набирают популярность как у потенциальных покупателей, так и у бизнеса: например, средняя дневная аудитория «ВКонтакте» (VK) в I квартале 2024 г. увеличилась на 9%, до 57,3 млн пользователей, по сравнению с аналогичным периодом 2023 г., а свое дело в VK развивают более 2 млн предпринимателей.

Результаты исследования свидетельствуют, что соцсети стали эффективным каналом для развития бизнеса: с их помощью компании повышают узнаваемость бренда, поддерживают диалог с клиентами и ищут новых покупателей, продвигают товары и услуги, реализуют свою продукцию. По словам замминистра экономического развития России Татьяны Илюшниковой, соцсети стали одной из точек роста электронной коммерции в стране, поэтому для совершенствования действующих программ и развития новых инструментов поддержки предпринимателей важно изучать рынок потребностей и возможностей.

«Социальные сети для малого и среднего предпринимательства стали одним из эффективных каналов продвижения товаров и услуг на целевую ауди­торию. Наше исследование показало, что 82% МСП ведут бизнес в соцсетях самостоятельно, 16% прибегают к услугам специалистов. Лишь 2% предпринимателей не ведут социальные сети вовсе, но планируют начать это делать в скором времени», — отметила Т. Илюшникова. При этом она обратила внимание, что две трети опрошенных не ограничиваются бесплатным инструментарием площадок, используют платный функционал.

В топе по популярности среди платных услуг таргетированная реклама в соцсетях — ее выбирают 27% участников опроса.

Платные посты в сообществах и каналах используют 16%, а рекламу у инфлюенсеров — 13%. В большинстве случаев — 62% — предприниматели создают для бизнеса отдельный аккаунт, сообщество или группу. Личный профиль для продвижения товаров и услуг выбирают 38% опрошенных.

В министерстве понимают, что развитие социальных сетей и увеличение рынка электронной торговли меняют привычные форматы продаж, у предпринимателей появляются новые вызовы и потребности при продвижении бизнеса. Одна из важнейших задач, полагают чиновники, — внедрять и развивать те инструменты, которые отвечают запросам компаний, поэтому Минэкономразвития России продолжает реализацию совместных программ с VK, HeadHunter, «Авито», SuperJob и другими партнерами, постоянно анализируя обратную связь от участников.

С какими проблемами сталкиваются компании при продвижении в соцсетях? Чем может помочь государство?

Комментарий эксперта

Бизнесу, создавая аккаунты в соцсетях, приходится учитывать риски, связанные с введением новых правил. К примеру, если вы строите бизнес на иностранной платформе, всегда есть риск в один момент потерять все.

Сейчас наблюдается тенденция к все большему регулированию соцсетей в интернете, поэтому нельзя исключать, что доступ в соцсети в РФ будет разрешен только через Госуслуги.

С одной стороны, это повысит прозрачность и создаст безопасность как для самих предпринимателей, так и для их клиентов. Это ограничит доступ к опасному контенту, в чем есть безусловный плюс. И также это позволит отфильтровать недобросовестных предпринимателей. По статистике, 80% кампаний, развивающих бизнес через соцсети, не платят налоги.

С другой стороны, такой жесткий контроль может стать препятствием для экспертов, продвигающих свои услуги через интернет, и для небольших компаний — чтобы начать получать прибыль, нужно время. Поэтому, на мой взгляд, хорошо было бы создать специальные бонусные программы для поддержки малого бизнеса в соцсетях. Например, год налоговых каникул.

Комментарий эксперта

В первую очередь бизнес испытывает потребность в организации грамотного обучения по использованию российских площадок. Каждая отдельно взятая отечественная соцсеть имеет свои особенности, нюансы и возможности для продвижения. И было бы хорошо, если бы на уровне государства создавались консолидированные обучающие программы для руководителей и собственников, например, на базе центров по поддержке малого бизнеса.

Предприниматели смогут оперативно получить информацию о том, какие инструменты есть у отдельно взятой площадки, как их эффективно использовать, какой бюджет необходимо выделять на продвижение тому или иному бизнесу. Хорошо, если также отдельно будут предусмотрены программы по обучению сотрудников компаний, которые будут непосредственно заниматься этим продвижением.

Вторая проблема — продвижение за последние два—три года стало кратно дороже. Круг социальных сетей сузился за счет ограничения в использовании иностранных площадок. Из-за этого существующие соцсети подняли цены, и для малого бизнеса платное продвижение стало менее доступным. Позволить его себе могут лишь компании с миллионными оборотами, в 5-10 млн руб. в месяц и выше.

В связи с этим есть острая потребность в помощи со стороны государства: власти могли бы рассмотреть возможность компенсации части расходов на продвижение в той или иной социальной сети. Например, можно привязать размер компенсации к обороту компании или установить фиксированные суммы, которые бизнес будет получать на продвижение ежемесячно. Это было бы большой поддержкой малому бизнесу.

Комментарий эксперта

Как директор продюсерского центра онлайн-школ, активно использующего социальные сети для продвижения и продаж, я хотела бы поделиться своим взглядом на текущие проблемы и потребности в сфере электронной коммерции. Одной из главных проблем остается недоверие пользователей к онлайн-покупкам. Мы видим, что люди опасаются мошенничества и потери личных данных. Для решения этой проблемы важно развивать системы защиты данных и проводить информационные кампании, которые помогут повысить доверие к онлайн-торговле.

Социальные сети постоянно развиваются, и предпринимателям необходимо адаптироваться к этим изменениям. Поддержка в виде консультаций и рекомендаций по использованию новых функций и инструментов социальных сетей будет крайне полезной.

Мы готовы сотрудничать с государственными структурами для решения этих проблем и надеемся на поддержку в развитии электронной коммерции в нашей стране. Вместе мы можем создать благоприятные условия для предпринимателей и улучшить опыт пользователей в онлайн-покупках.

Комментарий эксперта

На мой взгляд, ключевой потребностью для стабилизации и дальнейшего роста электронной коммерции в стране является создание отечественных платформ и социальных сетей. Это важный шаг для обеспечения независимости бизнеса в условиях ограниченного доступа к международным сервисам.

Примеры успешных отечественных платформ, таких как VK и Яндекс.Маркет, показывают возможность создания конкурентоспособных сервисов. Развитие таких платформ способствует укреплению национальной экономики и технологической независимости страны. Важно продолжать разработку и поддержку этих инициатив для создания устойчивой и независимой цифровой экосистемы.

Еще один важный аспект — развитие системы поддержки, включающей образовательные ресурсы и курсы, которые на практике обучают применению новых законов в области рекламы и маркетинга. Это необходимо как для специалистов в области SMM, рекламы и PR, так и для самих предпринимателей. Здесь трудности возникают не только у новичков, но и у опытных специалистов. Регулирование и законодательство должны быть прозрачными и понятными для всех, кто работает в медиасфере.

Комментарий эксперта

Для эффективного развития электронной коммерции и онлайн-образования через социальные сети государству важно обратить внимание на следующие проблемы и потребности.

Обучение

Во-первых, необходимо поддерживать и стимулировать образование и повышение квалификации, навыки цифрового маркетинга для предпринимателей.

Важно развивать платформы, которые предоставляют предпринимателям доступ к актуальным образовательным ресурсам и курсам, связанным с управлением бизнесом в цифровой среде. Необходимо предоставлять предпринимателям доступ к обучению по эффективному использованию соцсетей для продвижения своих товаров и услуг. Это могут быть курсы по таргетированной рекламе, контент-маркетингу, управлению сообществами, аналитике. Это особенно важно с учетом того, что очень большой процент (82%) предпринимателей ведут социальные сети самостоятельно.

Кибербезопасность

Следующим важным вопросом является кибербезопасность. С развитием электронной коммерции и систем оказания онлайн-услуг через соцсети увеличиваются риски утечки данных и кибератак.

И государство, на мой взгляд, должно внедрять стандарты и протоколы безопасности для защиты как предпринимателей, так и потребителей. Бизнес должен быть уверен, что не попадется на удочку мошенников, не станет жертвой взлома; потребители, со своей стороны, должны знать, что приобретают товары и услуги от проверенных поставщиков.

Эти все меры должны быть централизованы, поскольку каждое отдельно взятое малое или среднее предприятие не в состоянии обеспечить свою собственную защиту — на это требуется много ресурсов, особенно финансовых.

Гранты и субсидии

Также было бы очень хорошо, если бы государство предоставляло гранты и субсидии для предпринимателей, которые развивают свой бизнес через соцсети, особенно для стартапов, для малого бизнеса.

Эти целевые средства можно было бы использовать на оплату рекламы, в том числе таргетированной — например, на «Авито» или в ВКонтакте (на «Авито» подобная программа субсидирования уже есть, и она запущена совместно с Минэкономразвития).

Искусственный интеллект

Кроме этого, на мой взгляд, государство могло бы создать системы, которые позволили бы малому и среднему бизнесу использовать ресурсы искусственного интеллекта как для продвижения в социальных сетях, так и для защиты от мошенничества.

Платежные системы

И еще одной мерой могло бы стать внедрение надежных и безопасных платежных систем, субсидированных государством — чтобы предприниматели платили за транзакции минимальный процент.