Оптимизация расходов. Почему растет спрос на комплексный аутсорсинг логистики

| статьи | печать

Рост электронной торговли и желание компаний освоить новый и динамично развивающийся канал продаж повышает спрос отечественных предпринимателей на услуги 3PL. Разбираться в особенностях сотрудничества с маркетплейсами и организовывать эффективную работу на складах готово все меньше компаний. На закрытие этих задач у бизнеса уходит много времени и ресурсов, что негативно сказывается на конкурентоспособности предприятия. Это приводит к увеличению спроса на комплексные услуги со стороны бизнеса. Ежегодно он растет на 20—25%.

По данным «Деловых Линий», за первые три месяца 2024 г. спрос на комплексную логистику увеличился на 28%. Интенсивный рост спроса эксперты связывают в первую очередь с увеличением объема российской онлайн-коммерции. Согласно информации ЮKassa, за полгода количество собственных интернет-магазинов брендов стало на 38% больше, а обороты этих компаний выросли на 73%.

Растут как собственные продажи компаний через сеть, так и их торговый оборот на маркетплейсах. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в первом квартале 2024 г. объем онлайн-торговли увеличился на 39% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 1,9 трлн руб. Абсолютные рекордсмены — Дальневосточный и Северо-Кавказский федеральные округа. Расширение географии продаж за пределы Московской и Ленинградской областей вынуждает ретейлеров обеспечивать хранение товаров в разных частях страны, что подразумевает под собой поиск и аренду складских площадей, наем персонала, закупку и обслуживание техники.

Альтернативный вариант — передача всего процесса на аутсорсинг. «Особенно 3PL-услуги востребованы у среднего и крупного бизнеса, — отметили в пресс-службе „Деловых Линий“. — Как правило, это компании с широким перечнем номенклатуры, которым требуется современное ИТ-сопровождение логистических операций, точная комплектация на складе, сохранность груза как при транспортировке, так и во время хранения и, конечно, оперативная доставка товаров до потребителей. При этом для самостоятельного решения этих вопросов у них нет достаточных ресурсов или компетенций».

Сложная ситуация на рынке труда

Усложняет самостоятельную организацию фулфилмента нехватка кадров: складских рабочих, водителей и курьеров. При этом запросы кандидатов в условиях дефицита рабочей силы растут. По оценкам экспертов, зарплаты персонала в сфере доставки за год выросли на треть.

Лидеры рынка привлекают к складской транспортировке роботизированные транспортные средства, в которых исключается присутствие водителя в кабине. Об использовании сервиса автономной логистики уже заявили «Почта России», Wildberries, «Русклимат» и СИБУР.

Дефицит складских площадей

Еще одна проблема, с которой сталкиваются компании при организации логистики, — нехватка помещений для хранения. По данным NF Group, доля вакантных площадей по предложениям прямой аренды в регионах России составила 0,7% в конце 1-го полугодия 2024 г. Показатель сократился на 0,2 п.п. по сравнению с 1-м полугодием 2023 г. В Москве и Подмосковье еще в марте 2024 г. дефицит качественной складской недвижимости достиг своего пика. Сейчас из 24,6 млн кв. м логопарков свободно менее 0,1%. По прогнозу экспертов, в перспективе ближайших пяти лет спрос на складскую недвижимость сохранится на высоком уровне. Доля вакантных площадей будет минимальна и останется в пределах 1%.

Преимущества комплексной логистики

«Наша компания является импортером и производителем запасных частей для импортной сельскохозяйственной техники в сегменте B2B. В современных условиях торгующим организациям сложно и невыгодно самостоятельно управлять всеми процессами, начиная от закупки и заканчивая организацией складского хозяйства. Поэтому сразу после регистрации компании были проведены переговоры и заключен договор на предоставление услуг с 3PL-оператором, который закрывает наши потребности», — рассказал генеральный директор ООО «АГРИ ПАРТС РУС» Максим Белопухов. По его словам, на начальном этапе это позволило быстро принять и разместить на хранение первую партию товара из Италии, а также подготовить его к отгрузке клиентам. Таким образом, были устранены все слабые места в работе компании, что позволило менеджменту сосредоточиться на основной деятельности.

Спрос на комплексные услуги растет по нескольким причинам. Первая из них — финансовая выгода. Передача логистики 3PL-оператору позволяет сократить издержки компании. Вторая — комплексные складские услуги обеспечивают большую финансовую гибкость, особенно в условиях высокой неопределенности. Кроме этого, компания получает возможность быстрого развертывания услуги во всех городах присутствия. Клиенту не нужно вкладываться в развитие автопарка, приобретение или аренду складов, организовывать логистику для каждого этапа перевозки, привлекать подрядчиков для выполнения работ. При этом контролировать нужно не несколько компаний, а единственного исполнителя.

Также передача логистики на аутсорсинг дает возможность пользоваться новыми технологиями в отрасли. Например, сейчас на складах комплексной логистики используется современная система управления складом, которая может интегрироваться с программным обеспечением клиента и персонализировать под заказчика многие задачи, в том числе создание отчетности по движению товарных запасов.

Больше о причинах увеличения спроса на комплексную логистику, а также плюсах и минусах аутсорсинга — в комментариях экспертов.

Комментарий эксперта

Полагаю, что комплексный аутсорсинг логистики — более чем востребованная история и сейчас, и в краткосрочно-среднесрочной перспективе. Прежде всего потому, что в силу как экономической, так и политической нестабильности имеет место и нестабильность цепочек поставок, которая должна компенсироваться их гибкостью в сочетании с умеренной стоимостью.

Специализация именно на логистической деятельности позволяет и экономить на масштабе перевозок, обеспечивая приемлемую стоимость цепочки поставок, и наиболее оперативно реагировать на изменения условий для транспортной, складской и таможенной логистики, диктуемые санкциями, военными конфликтами, таможенными ограничениями и т.д. и т.п. По сути, знание особенностей и альтернатив логистических маршрутов в сочетании с большими масштабами перевозок и гибкостью — это и есть область основной компетенции компаний, специализирующихся на комплексной логистике.

Комментарий эксперта

Сегодня логистический аутсорсинг — не роскошь, а рабочая и востребованная услуга, вновь и вновь доказывающая свою экономическую целесообразность. Чем крупнее производство, тем сложнее предприятию самостоятельно организовать работу транспортного блока и избежать высоких расходов в данном сегменте, в то время как привлечение внешнего логистического оператора позволяет организовать бесперебойные поставки сырья и ритмичный вывоз готовой продукции, сбалансировав издержки на внутризаводскую логистику.

Предприятия горнометаллургической, нефтегазовой, химической, стекольной, автомобильной и других отраслей активно пользуются услугами логистического аутсорсинга и оценивают их эффективность по конкретным показателям, в числе которых увеличение вагонооборота/сокращение простоев, снижение нагрузки на инфраструктуру предприятия в сочетании с увеличением количества выпущенной продукции. Наш анализ реализованных проектов показывает, что комплексные логистические решения для промышленных предприятий позволяют достичь общего сокращения транспортных расходов на 1 тонну продукции на 20% и обеспечить рост скорости/ритмичности доставки на 30%.

Комментарий эксперта

Логистика — сложный процесс, связанный с высокими рисками и инвестициями. Малый и средний бизнес зачастую не готов к таким значительным вложениям. А с учетом текущих ограничений вообще ставит бизнес под угрозу потери рентабельности. Поэтому компании прибегают к услугам подрядчиков, которые занимаются логистическими услугами.

В таких компаниях уже выстроены все процессы, оптимальные маршруты, налажен документооборот. При этом, помимо основных преимуществ, — гарантированные сроки доставки, постоянная работа (без больничных и отпусков) — более выгодные условия доставки, нет дополнительных затрат в виде пенсионных и иных отчислений. Заказчик через подрядчика по логистике также может закрыть вопросы, связанные с хранением товаров на складе, что особенно актуально для компаний с небольшими объемами.

Однако, как и в любой услуге, у логистики на аутсорсинге есть минусы. Один из главных заключается в том, что высок риск столкнуться с ненадежным подрядчиком. Это чревато срывами сроков доставки, несоблюдением условий договора, включая увеличение стоимости доставки, и даже возможностью утечки конфиденциальной информации.

Комментарий эксперта

Логистика на аутсорсе является более надежным и экономичным решением, нежели использование собственного автопарка при закрытии логистических задач. Глобально это объясняется так: любой бизнес цикличен, подвержен сезонности — в определенные моменты у бизнеса нагрузка высока, требуется много автомобилей, а в другой момент они почти не нужны.

Однако собственный автопарк требует затрат всегда — обслуживание, заработные платы, увеличение персонала — нужны логисты, которые будут управлять перемещениями автопарка, оплата лизинговых платежей, в то время как вы всегда можете заказать у оператора автомобили, которые приедут и отвезут товар. Требуется больше авто — закажите еще, и задача закрывается.

Логистический оператор же имеет большое количество автомобилей и большое количество клиентов, среди которых распределяя их по сезонности, добивается бесперебойного обслуживания задач и обеспечивает тем самым собственному автопарку равномерную нагрузку.

Также логистические операторы имеют большой опыт перевозки самых разных грузов, знают все распределительные центры, имеют профессиональное программное обеспечение, которое позволяет распределять перевозки товара таким образом, чтобы процессы клиента не были нарушены — предугадывать пробки, административные нюансы — вроде разрешений на проезд, коммуникаций с охраной предприятий поставщиков и т.д. В связи с этим логистические операторы могут добиваться таких результатов, видимых конечному клиенту, как, например, доставка теплого хлеба в точки реализации, хотя тот же хлебокомбинат находится в десятках километров от места продажи.

В то время как для непрофильной организации подобные ситуации могут вылиться по итогам года в серьезные финансовые проблемы, так как имеют накопительный эффект.

Также это выгодно тем, что заказчик получает снижение нагрузки на свою бухгалтерию, так как предоставляют готовые документы, а также выгода в финансах за счет того, что оплаченные деньги логистическому оператору они себе зачтут в официальные расходы. Благодаря чему снижают свою налоговую базу. Если же имеется свой автопарк, то кроме заработной платы сотрудников — логистов, водителей, нужно будет еще заплатить 43% общих выплат на физическое лицо.

Из минусов — для многих собственников предприятий психологически важнее не передавать логистику на аутсорс, а иметь собственные автомобили, так как собственный отдел всегда под рукой и это можно увидеть воочию, нежели доверить столь важную часть бизнеса, как логистику, сторонней организации. Однако подобная ситуация решается тем, что необходимо выбирать надежных подрядчиков, зарекомендовавших себя на рынке.

Комментарий эксперта

Первая причина роста спроса на такие услуги заключается в том, что аутсорсинг логистики позволяет компаниям сосредоточиться на своем основном виде деятельности, доверив остальные задачи профессионалам. Тем самым компании очень сильно экономят время и средства, так как тестовый период собственного специалиста внутри не быстрый. Пока вы не убедитесь в том, что человек обладает определенными навыками и может построить столь же достойный отдел, что и компания на аутсорсе, может пройти даже больше, чем три месяца.

Сегодня глобализация и развитие международной торговли требуют от компаний высокого уровня гибкости и скорости в управлении цепочками поставок, а логистические провайдеры предлагают нам очень качественные комплексные услуги за счет цифровизации этих процессов и технологических инноваций.

Еще один важный момент: аутсорсинг логистики — это полная цепочка поставки товаров, и в эту услугу часто также входят платежи. Компании сейчас часто сталкиваются с невозможностью самостоятельно провести платеж в Китай за официальную белую поставку, при этом на рынке существует довольно большое количество мошенников, предлагающих услуги по проведению таких платежей за рубеж. Поэтому гораздо надежнее доверить этот процесс компании, которая и перевозит сам товар.

Что касается плюсов логистики на аутсорсинге, в первую очередь это экономия ресурсов, так как когда компания передает задачи по логистике на аутсорс, она экономит значительное количество как временных, так и денежных затрат. Если компания хочет оптимизировать свои расходы, ей гораздо проще обратиться к команде профессионалов. То же самое про время: проще передать задачи на аутсорс, чем набирать команду и несколько месяцев ждать от нее результатов.

Второй плюс — опыт и экспертность компаний, специализирующихся на конкретной услуге. Логистические провайдеры работают ежедневно со множеством партнеров, их сотрудники опытные и сталкивались с различными кейсами, которые всегда можно проверить до начала вашей работы.

Еще один плюс — гибкость. Аутсорсинг позволяет компаниям быстро адаптироваться к изменениям рынка и масштабировать решения под потребности клиентов, так как это их единственная деятельность. Если же в компании несколько операционных отделов, то приспосабливаться к изменениям чаще всего получается не так быстро, ведь перед всеми стоят разные задачи.

И, конечно, огромный плюс — технологическая поддержка. Логистические компании используют современные технологии, что обеспечивает точность и прозрачность всех процессов.

Минусы. Первый — зависимость от компании-подрядчика: ты должен быть четко уверен, что компания осуществит услугу в указанные сроки. Второй — отсутствие контроля: мы не можем залезть в другую компанию и посмотреть, как в моменте исполняется наша задача. Отсюда вытекает третий минус — риски. Прежде чем передавать задачи компании, необходимо тщательно проверить ее надежность.

Комментарий эксперта

Почему растет спрос на комплексную логистику?

  • Необходимость быстрого выхода на новые рынки и тестирования географий без больших инвестиций в собственную инфраструктуру.

  • Увеличение объемов товарооборота, требующее расширения складских площадей.

  • Желание компаний сосредоточиться на профильных бизнес-процессах (производство, продажи) и передать логистику на аутсорсинг.

  • Использование передовых технологий на складах комплексной логистики (системы управления, интеграция с ПО клиента).

Плюсы и минусы логистики на аутсорсинге

Плюсы:

  • постоянная и безотказная работа логистики, без простоев;

  • доступ к знаниям и опыту профессиональных логистических операторов;

  • возможность пользоваться современными технологиями и ПО;

  • гибкость и масштабируемость под потребности бизнеса.

Минусы:

  • потеря контроля над частью бизнес-процессов;

  • зависимость от подрядчика, риски срывов сроков;

  • необходимость тщательного выбора надежного оператора;

  • возможные сложности интеграции с внутренними системами компании.

Таким образом, аутсорсинг логистики позволяет компаниям быстро масштабировать бизнес, использовать передовые технологии и фокусироваться на профильных задачах. Однако важно тщательно подходить к выбору партнера и выстраивать эффективное взаимодействие. Спрос на комплексные логистические услуги будет расти и дальше, так как они дают бизнесу гибкость и конкурентные преимущества.