Рост электронной торговли и желание компаний освоить новый и динамично развивающийся канал продаж повышает спрос отечественных предпринимателей на услуги 3PL. Разбираться в особенностях сотрудничества с маркетплейсами и организовывать эффективную работу на складах готово все меньше компаний. На закрытие этих задач у бизнеса уходит много времени и ресурсов, что негативно сказывается на конкурентоспособности предприятия. Это приводит к увеличению спроса на комплексные услуги со стороны бизнеса. Ежегодно он растет на 20—25%.
По данным «Деловых Линий», за первые три месяца 2024 г. спрос на комплексную логистику увеличился на 28%. Интенсивный рост спроса эксперты связывают в первую очередь с увеличением объема российской онлайн-коммерции. Согласно информации ЮKassa, за полгода количество собственных интернет-магазинов брендов стало на 38% больше, а обороты этих компаний выросли на 73%.
Растут как собственные продажи компаний через сеть, так и их торговый оборот на маркетплейсах. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в первом квартале 2024 г. объем онлайн-торговли увеличился на 39% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 1,9 трлн руб. Абсолютные рекордсмены — Дальневосточный и Северо-Кавказский федеральные округа. Расширение географии продаж за пределы Московской и Ленинградской областей вынуждает ретейлеров обеспечивать хранение товаров в разных частях страны, что подразумевает под собой поиск и аренду складских площадей, наем персонала, закупку и обслуживание техники.
Альтернативный вариант — передача всего процесса на аутсорсинг. «Особенно 3PL-услуги востребованы у среднего и крупного бизнеса, — отметили в пресс-службе „Деловых Линий“. — Как правило, это компании с широким перечнем номенклатуры, которым требуется современное ИТ-сопровождение логистических операций, точная комплектация на складе, сохранность груза как при транспортировке, так и во время хранения и, конечно, оперативная доставка товаров до потребителей. При этом для самостоятельного решения этих вопросов у них нет достаточных ресурсов или компетенций».
Сложная ситуация на рынке труда
Усложняет самостоятельную организацию фулфилмента нехватка кадров: складских рабочих, водителей и курьеров. При этом запросы кандидатов в условиях дефицита рабочей силы растут. По оценкам экспертов, зарплаты персонала в сфере доставки за год выросли на треть.
Лидеры рынка привлекают к складской транспортировке роботизированные транспортные средства, в которых исключается присутствие водителя в кабине. Об использовании сервиса автономной логистики уже заявили «Почта России», Wildberries, «Русклимат» и СИБУР.
Дефицит складских площадей
Еще одна проблема, с которой сталкиваются компании при организации логистики, — нехватка помещений для хранения. По данным NF Group, доля вакантных площадей по предложениям прямой аренды в регионах России составила 0,7% в конце 1-го полугодия 2024 г. Показатель сократился на 0,2 п.п. по сравнению с 1-м полугодием 2023 г. В Москве и Подмосковье еще в марте 2024 г. дефицит качественной складской недвижимости достиг своего пика. Сейчас из 24,6 млн кв. м логопарков свободно менее 0,1%. По прогнозу экспертов, в перспективе ближайших пяти лет спрос на складскую недвижимость сохранится на высоком уровне. Доля вакантных площадей будет минимальна и останется в пределах 1%.
Преимущества комплексной логистики
«Наша компания является импортером и производителем запасных частей для импортной сельскохозяйственной техники в сегменте B2B. В современных условиях торгующим организациям сложно и невыгодно самостоятельно управлять всеми процессами, начиная от закупки и заканчивая организацией складского хозяйства. Поэтому сразу после регистрации компании были проведены переговоры и заключен договор на предоставление услуг с 3PL-оператором, который закрывает наши потребности», — рассказал генеральный директор ООО «АГРИ ПАРТС РУС» Максим Белопухов. По его словам, на начальном этапе это позволило быстро принять и разместить на хранение первую партию товара из Италии, а также подготовить его к отгрузке клиентам. Таким образом, были устранены все слабые места в работе компании, что позволило менеджменту сосредоточиться на основной деятельности.
Спрос на комплексные услуги растет по нескольким причинам. Первая из них — финансовая выгода. Передача логистики 3PL-оператору позволяет сократить издержки компании. Вторая — комплексные складские услуги обеспечивают большую финансовую гибкость, особенно в условиях высокой неопределенности. Кроме этого, компания получает возможность быстрого развертывания услуги во всех городах присутствия. Клиенту не нужно вкладываться в развитие автопарка, приобретение или аренду складов, организовывать логистику для каждого этапа перевозки, привлекать подрядчиков для выполнения работ. При этом контролировать нужно не несколько компаний, а единственного исполнителя.
Также передача логистики на аутсорсинг дает возможность пользоваться новыми технологиями в отрасли. Например, сейчас на складах комплексной логистики используется современная система управления складом, которая может интегрироваться с программным обеспечением клиента и персонализировать под заказчика многие задачи, в том числе создание отчетности по движению товарных запасов.
Больше о причинах увеличения спроса на комплексную логистику, а также плюсах и минусах аутсорсинга — в комментариях экспертов.