Арбитражным управляющим добавили обязанностей, за исполнение которых заплатят кредиторы

| статьи | печать

Федеральным законом от 08.08.2024 № 227-ФЗ внесены изменения в законодательство о банкротстве, обязующие арбитражных управляющих вносить в ЕФРСБ сведения о поступающих к ним требованиях кредиторов, а также о тех требованиях, которые включены в реестр требований кредиторов. 

Об этих и других изменениях в закон «ЭЖ-Юрист» попросил рассказать экспертов.

Комментарий эксперта

Обязательному раскрытию арбитражным управляющим на ЕФРСБ дополнительно к существующему перечню будут подлежать сведения о предъявлении кредитором своих требований к должнику и о включении заявленных требований в реестр требований кредиторов. Необходимо напомнить, что датой включения требований в РТК, если обоснованность требований рассматривалась в судебном порядке, является дата оглашения в судебном заседании резолютивной части судебного акта (п. 42 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35). Тем самым арбитражный управляющий еще более активно должен участвовать в обособленных спорах по установлению требований кредиторов, чтобы не пропустить срок для осуществления публикации.

Указанные изменения направлены на обеспечение эффективной реализации кредиторами и контролирующими должника лицами тех полномочий, которые предоставляет им Закон о банкротстве с учетом положений, внесенных Федеральным законом от 29.05.2024

№ 107-ФЗ и Федеральным законом от 21.11.2022 № 452-ФЗ: получение статуса лица, участвующего в деле о банкротстве с момента принятия к производству требования о включении в реестр или определения о привлечении к участию в деле о банкротстве, связанные с этим статусом возможности заявлять возражения относительно требований других кредиторов, обжаловать в ординарном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам судебные акты о включении требований других кредиторов.

С другой стороны, изменения внесены также с целью определения сроков реализации этими лицами указанных прав, поскольку могут служить подтверждением осведомленности о заявлении соответствующих требований и вынесении судебных актов по ним.

При этом уточнение требования к публикациям об оспаривании сделки, судебном акте по результатам рассмотрения заявления об оспаривании сделки и судебных актов о его пересмотре направлено на расширение доступа к информации по данному вопросу и обеспечение реальной возможности других заинтересованных лиц вступить в обособленный спор по оспариванию сделки должника.

Необходимо отметить, что данные изменения приведут к увеличению нагрузки на арбитражных управляющих и увеличению расходов на осуществление процедур банкротства, источником погашения которых в первую очередь является конкурсная масса должника. При этом целесообразнее было бы перенести хотя бы часть этих расходов на заинтересованных лиц по принципу возмещения судебных расходов с проигравшей стороны. Например, в случае отказа во включении в реестр или удовлетворения заявления об оспаривании сделки расходы на соответствующие публикации взыскивались с заявителя или стороны оспоренной сделки.

Комментарий эксперта

Закон № 227-ФЗ внес изменения в Закон о банкротстве, которые вступят в силу с 1 сентября. Согласно поправкам, арбитражные управляющие теперь будут обязаны публиковать на Федресурсе информацию о предъявлении кредиторами требований к должнику и о включении заявленных требований в реестр требований кредиторов должника. Информация на Федресурсе должна появляться в течение пяти рабочих дней с даты получения требований или с даты включения требований в реестр требований кредиторов.

Данное изменение внесено в ст. 16 Закона о банкротстве, регулирующую РТК, и распространяется на все процедуры банкротства, а не только на внешнее управление (п. 2 ст. 100, которое прекратит свое действие с 01.09.2024) и на конкурсное производство (п. 1 ст. 142).

Норма является прогрессивной и значительно облегчает для кредиторов процесс отслеживания информации о поступлении требований конкурирующих кредиторов, так как карточка дела о банкротстве зачастую формируется на КАД так, что вкладок с информацией о движении дела в первой инстанции может быть несколько и непрофессиональным участникам дела о банкротстве (или некомпетентным представителям) может быть совсем неочевидно, где искать актуальные сведения о поступающих в дело документах. Отслеживание информации на ЕФРСБ сильно упростит задачу.

При этом за невыполнение обязанности по своевременному опубликованию сведений на ЕФРСБ может наступить административная ответственность по ст. 14.13 КоАП РФ, что в последующем приведет к увеличению стоимости страхования профессиональной ответственности, а при совокупности обстоятельств может повлиять на принятие решения о дисквалификации.

Также важным является нововведение, обязывающее арбитражного управляющего ознакомить лиц, участвующих в деле о банкротстве, с поступающими требованиями кредиторов и приложенными к ним документами. Эта норма, с одной стороны, позволит разгрузить суды в части организации ознакомлений с материалами дел, с другой стороны, обеспечит право участников дел о банкротстве на информацию, так как при сильном удалении заинтересованного лица от суда, рассматривающего дело о банкротстве, сделать это затруднительно. Возможность ознакомления с материалами требований в РТК посредством направления запроса управляющему в случае, если оно будет осуществляться в электронном виде, значительно облегчит процесс сбора информации.

Нельзя не отметить, что возложение на арбитражных управляющих дополнительных обязанностей еще больше увеличит объем их технической работы. Например, приложения к требованию могут быть существенными (например, в сложных подрядных спорах), а их сканирование — проблематичным. Представляется, что данная работа должна учитываться судом при определении размера стимулирующего вознаграждения арбитражного управляющего, поскольку, как уже было отмечено выше, она направлена прежде всего на разгрузку самого суда.

Закон внес уточнения в содержание сообщения о подаче в суд заявления об оспаривании сделки должника и об определениях, выносимых в соответствии со ст. 113 Закона о банкротстве (погашение реестровых требований должника иными лицами) и об их пересмотре.

Комментарий эксперта

Из всех изменений в Закон о банкротстве наибольший интерес вызывают поправки, согласно которым у арбитражных управляющих появляется обязанность публиковать в ЕФРСБ сообщения о подаче кредитором требования о включении его в РТК, а также о результатах судебного рассмотрения этого требования и пересмотра в порядке апелляционного и кассационного обжалования.

Между тем стоит отметить некоторые сложности, которые могут возникнуть на практике.

Так как такие сведения отражаются в карточке электронного дела о банкротстве, дополнительные обязанности арбитражных управляющих по публикации таких сведений — это, прежде всего, дополнительные расходы.

Помимо этого, неисполнение предусмотренной Законом № 227-ФЗ обязанности чревато привлечением арбитражного управляющего к административной ответственности. В условиях, когда назрела кардинальная реформа института административной ответственности, возложение на управляющих новых необоснованных обязанностей, за которые потенциально могут привлечь, — чревато для них новыми осложнениями.

В то же время средства, которые будут вноситься за публикацию сведений в ЕФРСБ, могли бы пойти на погашение требований кредиторов. Ввиду оплаты стоимости публикации сообщения в ЕФРСБ (969,40 руб., если должник — юридическое лицо; и 484,74 руб., если должник — физическое лицо) при наличии множества кредиторов, ее совокупная стоимость с учетом новых обязанностей может привести к значительным расходам для конкурсной массы, и это без учета пересмотра судебных актов. Сюда стоит прибавить и иные расходы, связанные с публикациями сведений. А если денег в конкурсной массе на момент опубликования сведений нет — арбитражный управляющий должен будет сам понести расходы с расчетом их возместить себе.

В связи с этим реализация закона может привести к неожиданным последствиям как для управляющих, так и для кредиторов.

Комментарий эксперта

С 1 сентября вступят в силу отдельные уточнения в положения, касающиеся включения в ЕФРСБ сведений арбитражными управляющими. Речь идет об изменениях в публикациях в ЕФРСБ, касающихся включения требований кредиторов, дополнений в сведения, подлежащие публикации при обращении в суд с заявлением о признании сделки должника недействительной, публикаций сообщений при банкротстве гражданина, также публикации в части удовлетворения заявления учредителя или собственника должника о намерении погасить требования кредиторов.

Отметим, что если ранее данная обязанность касалась только отдельных процедур банкротства, то теперь это нужно будет сделать и в других процедурах, в частности наблюдения и реструктуризации долгов.

В связи с этим утратит силу п. 2 ст. 100 Закона о банкротстве, предусматривающий обязанность внешнего управляющего публиковать в ЕФРСБ сообщения о получении требований кредиторов в процедуре внешнего управления. Теперь данная обязанность вытекает из вносимого п. 7.2 ст. 16 Закона о банкротстве.

Внесены изменения в п. 4 ст. 61.1 Закона о банкротстве, которые коснутся необходимости указывать дополнительные сведения при публикации сообщений в ЕФРСБ: наименование должника (юридического лица) или фамилия, имя, отчество должника (для физического лица), наименование (для юридического лица) или фамилия, имя, отчество (для физического лица) заявителя и лиц, являющихся сторонами оспариваемой сделки, ИНН или ОГРН (при их наличии), основание для оспаривания сделки, на которое ссылается заявитель, реквизиты соответствующего судебного акта.

Статья 113 Закона о банкротстве дополняется п. 16, согласно которому арбитражный управляющий в течение пяти рабочих дней публикует сведения о вынесении определения арбитражного суда об удовлетворении заявления о намерении участника или собственника должника погасить требования кредиторов и об итогах рассмотрения заявления об удовлетворении требований кредиторов.

Остальные изменения касаются процедуры внесудебного банкротства граждан, которые вступили в силу с 19.08.2024.

Так, изменения касаются идентификации граждан в рамках межведомственного информационного взаимодействия при проверке соответствия заявителя условиям для внесудебного банкротства. Изменения также касаются процедуры обмена информацией между оператором ЕФРСБ, ФССП, Фондом пенсионного и социального страхования, ФНС и кредитными организациями.

Комментарий эксперта

В Законе регламентированы процедурные изменения в Закон о банкротстве, в частности в отношении процедуры внесудебного банкротства. Согласно поправкам расширяется перечень документов, включаемых в ЕФРСБ при внесудебном банкротстве гражданина (п. 5.1. ст. 223.2 Закона о банкротстве).

Ранее при подаче гражданином заявления о признании его банкротом во внесудебном порядке включению в ЕФРСБ подлежали проект сообщения о возбуждении процедуры внесудебного банкротства и сведения о предоставлении гражданином справок, указанных в п. 3.1, 3.2, 3.3 ст. 223.2 Закона о банкротстве (о получении пенсии, о наличии исполнительных производств и других.)

С 08.08.2024 необходимо включать в ЕФРСБ также реквизиты документа, удостоверяющего личность гражданина. При этом они не будут размещаться в открытом доступе в интернете.

Благодаря такому изменению появляется возможность более достоверно идентифицировать граждан при межведомственном информационном взаимодействии. Данное изменение окажет положительное влияние на эффективность проверки соответствия заявителя условиям внесудебного банкротства.

Кроме того, усовершенствован порядок обмена информацией между оператором ЕФРСБ, ФССП, Фондом пенсионного и социального страхования, ФНС и кредитными организациями (п. 5.2, 5.3, 5.3-1, 5.5, 5.6 ст. 223.2 Закона о банкротстве).

Указанные изменения избавляют граждан от предоставления избыточного пакета документов при инициировании процедуры внесудебного банкротства и упрощают процедуру получения необходимой информации от государственных органов.

В целом, по нашему мнению, новая редакция вышеуказанных положений закона облегчает гражданам процедуру внесудебного банкротства, минимизируя получение ошибочных отказов.

Комментарий эксперта

Обязанность опубликовать сообщение о получении требования кредитора – не новелла Закона о банкротстве. В прежней редакции она распространялась на административного, внешнего и конкурсного управляющего, получивших требования в процедурах финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства (п.2 ст.100, п.5 ст. 81, абз.2 п.1 ст.142 Закона о банкротстве).

Теперь такая обязанность есть у временного управляющего в процедуре наблюдения и у финансового управляющего в процедурах реструктуризации долгов гражданина и реализации его имущества. Пункт 2 ст. 100 Закона о банкротстве утратил силу, но ст. 16 Закона о банкротстве дополнена п. 7.2, который для арбитражных управляющих вне зависимости от применяемой процедуры устанавливает обязанность разместить в ЕФРСБ сведения о предъявлении кредитором своих требований к должнику в течение пяти рабочих дней с даты получения требований.

Что ж, отметим и тенденцию на изменение порядка исчисления сроков в Законе о банкротстве: ранее в ст. 100 Закона о банкротстве дни не обозначались как рабочие, соответственно исчисление сроков осуществлялось по правилам календарных дней; теперь срок определен в рабочих днях.

Ранее обязанности публиковать сообщение о включении требования в реестр не существовало. Это – новелла закона. Правило об этом сформулировано в том же п.7.2 ст. 16 Закона о банкротстве.

Опубликовать такие сведения в ЕФРСБ арбитражный управляющий обязан в течение пяти рабочих дней с даты включения требований в реестр требований кредиторов.

Напомним, что по общему правилу требования включаются в реестр на основании судебных актов (абз. 1 п.6 ст. 16 Закона о банкротстве). Такие судебные акты подлежат немедленному исполнению. Фактически с момента провозглашения резолютивной части кредитор вправе считать свое требование включенным в реестр, ему не может быть отказано в участии в собрании кредиторов и реализации иных прав.

Технически же управляющий должен получить судебный акт, опираясь на его содержание, нередко не только на резолютивную часть, но и мотивировочную, а также судебные акты, положенные в основу определения по результатам рассмотрения требования кредитора, включить соответствующие суммы в корректные разделы реестра, отметить их как относящиеся к соответствующей очереди, учитываемые отдельно финансовые санкции или нет, обеспечены залогом имущества и в каком объеме.

Такой судебный акт может быть опубликован позднее даты его провозглашения, если провозглашение вообще имело место. Напомним, что по новому порядку, применяющемуся в связи с вступлением в силу Закона №107-ФЗ от 29.05.2024, требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются без проведения заседания. По результатам такого рассмотрения арбитражный суд выносит определение путем подписания резолютивной части о включении или об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов с указанием размера и очередности удовлетворения таких требований.

Отдельного внимания заслуживают большинство ситуаций включения в реестр требований кредиторов второй очереди, а именно требований по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору (абз.3 п.4 ст.134 Закона о банкротстве) и публикации об этом, поскольку, согласно п.6 ст. 16 Закона о банкротстве, такие требования включаются в реестр требований кредиторов арбитражным управляющим или реестродержателем по представлению арбитражного управляющего, и только в случае оспаривания этих требований – на основании судебного акта, устанавливающего состав и размер этих требований.

Введенной нормой создается прозрачный механизм отслеживания реестра требований кредиторов и сокращается пространство для возможности злоупотреблений путем включения в реестр требований работников «задним числом».

В техническом плане управляющие могут столкнуться со сложностями размещения данного вида публикаций, поскольку действующим на момент подготовки комментария функционалом сайта ЕФРСБ такой вид публикации пока не предусмотрен.

Сам институт исполнения требований к должнику третьими лицами существует давно, однако обязанность публиковать сведения о судебных актах, принятых в процессе функционирования этого механизма, появилась в п. 16 ст. 113 Закона, которым эта статья была дополнена.

Пункт предусматривает две категории судебных актов, о вынесении которых необходимо размещать сведения:

определение арбитражного суда об удовлетворении заявления о намерении погасить требования кредиторов (п.5 ст. 113 Закона о банкротстве).

определение о признании требований кредиторов удовлетворенными (п. 11 ст. 113) при условии соответствия осуществленного удовлетворения требованиям определения об удовлетворении заявления о намерении.

Исходя из буквального толкования п. 16 ст. 113 Закона о банкротстве публикация сообщения должна делаться как в процедуре внешнего управления, так и конкурсного производства, а применительно к физическим лицам – также в процедурах реструктуризации долгов или реализации имущества.

Срок для размещения сообщения – пять рабочих дней с даты вынесения соответствующего судебного акта. Обратим внимание, что логика исчисления этого срока отличается от исчисления срока применительно к публикациям о судебном акте по результатам рассмотрения заявлений о недействительности сделок. В случаях со сделками отсчет срока начинается с момента, когда управляющему стало известно о вынесении судебного акта, что дает возможность отталкиваться от даты размещения судебного акта в картотеке арбитражных дел (дата и время публикации там всегда указаны).

Если же срок отсчитывать от даты вынесения судебного акта, то возможна ситуация, когда судебный акт размещен в КАД позднее пяти рабочих дней даты его вынесения. В этом случае есть риск предъявления претензий к управляющему на предмет просрочки опубликования сообщения. Автор полагает отведение управляющему срока для публикации сообщения на ЕФРСБ, как исчисляющего не с момента, когда он объективно мог или должен был узнать о вынесении судебного акта, несовершенством юридической техники.

В целом автор оценивает изменения Закона в комментируемой области как движение в правильном направлении совершенствования транспарентности процедур банкротства, однако находит данную работу далекой от финализации.