Обязанность опубликовать сообщение о получении требования кредитора – не новелла Закона о банкротстве. В прежней редакции она распространялась на административного, внешнего и конкурсного управляющего, получивших требования в процедурах финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства (п.2 ст.100, п.5 ст. 81, абз.2 п.1 ст.142 Закона о банкротстве).
Теперь такая обязанность есть у временного управляющего в процедуре наблюдения и у финансового управляющего в процедурах реструктуризации долгов гражданина и реализации его имущества. Пункт 2 ст. 100 Закона о банкротстве утратил силу, но ст. 16 Закона о банкротстве дополнена п. 7.2, который для арбитражных управляющих вне зависимости от применяемой процедуры устанавливает обязанность разместить в ЕФРСБ сведения о предъявлении кредитором своих требований к должнику в течение пяти рабочих дней с даты получения требований.
Что ж, отметим и тенденцию на изменение порядка исчисления сроков в Законе о банкротстве: ранее в ст. 100 Закона о банкротстве дни не обозначались как рабочие, соответственно исчисление сроков осуществлялось по правилам календарных дней; теперь срок определен в рабочих днях.
Ранее обязанности публиковать сообщение о включении требования в реестр не существовало. Это – новелла закона. Правило об этом сформулировано в том же п.7.2 ст. 16 Закона о банкротстве.
Опубликовать такие сведения в ЕФРСБ арбитражный управляющий обязан в течение пяти рабочих дней с даты включения требований в реестр требований кредиторов.
Напомним, что по общему правилу требования включаются в реестр на основании судебных актов (абз. 1 п.6 ст. 16 Закона о банкротстве). Такие судебные акты подлежат немедленному исполнению. Фактически с момента провозглашения резолютивной части кредитор вправе считать свое требование включенным в реестр, ему не может быть отказано в участии в собрании кредиторов и реализации иных прав.
Технически же управляющий должен получить судебный акт, опираясь на его содержание, нередко не только на резолютивную часть, но и мотивировочную, а также судебные акты, положенные в основу определения по результатам рассмотрения требования кредитора, включить соответствующие суммы в корректные разделы реестра, отметить их как относящиеся к соответствующей очереди, учитываемые отдельно финансовые санкции или нет, обеспечены залогом имущества и в каком объеме.
Такой судебный акт может быть опубликован позднее даты его провозглашения, если провозглашение вообще имело место. Напомним, что по новому порядку, применяющемуся в связи с вступлением в силу Закона №107-ФЗ от 29.05.2024, требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются без проведения заседания. По результатам такого рассмотрения арбитражный суд выносит определение путем подписания резолютивной части о включении или об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов с указанием размера и очередности удовлетворения таких требований.
Отдельного внимания заслуживают большинство ситуаций включения в реестр требований кредиторов второй очереди, а именно требований по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору (абз.3 п.4 ст.134 Закона о банкротстве) и публикации об этом, поскольку, согласно п.6 ст. 16 Закона о банкротстве, такие требования включаются в реестр требований кредиторов арбитражным управляющим или реестродержателем по представлению арбитражного управляющего, и только в случае оспаривания этих требований – на основании судебного акта, устанавливающего состав и размер этих требований.
Введенной нормой создается прозрачный механизм отслеживания реестра требований кредиторов и сокращается пространство для возможности злоупотреблений путем включения в реестр требований работников «задним числом».
В техническом плане управляющие могут столкнуться со сложностями размещения данного вида публикаций, поскольку действующим на момент подготовки комментария функционалом сайта ЕФРСБ такой вид публикации пока не предусмотрен.
Сам институт исполнения требований к должнику третьими лицами существует давно, однако обязанность публиковать сведения о судебных актах, принятых в процессе функционирования этого механизма, появилась в п. 16 ст. 113 Закона, которым эта статья была дополнена.
Пункт предусматривает две категории судебных актов, о вынесении которых необходимо размещать сведения:
определение арбитражного суда об удовлетворении заявления о намерении погасить требования кредиторов (п.5 ст. 113 Закона о банкротстве).
определение о признании требований кредиторов удовлетворенными (п. 11 ст. 113) при условии соответствия осуществленного удовлетворения требованиям определения об удовлетворении заявления о намерении.
Исходя из буквального толкования п. 16 ст. 113 Закона о банкротстве публикация сообщения должна делаться как в процедуре внешнего управления, так и конкурсного производства, а применительно к физическим лицам – также в процедурах реструктуризации долгов или реализации имущества.
Срок для размещения сообщения – пять рабочих дней с даты вынесения соответствующего судебного акта. Обратим внимание, что логика исчисления этого срока отличается от исчисления срока применительно к публикациям о судебном акте по результатам рассмотрения заявлений о недействительности сделок. В случаях со сделками отсчет срока начинается с момента, когда управляющему стало известно о вынесении судебного акта, что дает возможность отталкиваться от даты размещения судебного акта в картотеке арбитражных дел (дата и время публикации там всегда указаны).
Если же срок отсчитывать от даты вынесения судебного акта, то возможна ситуация, когда судебный акт размещен в КАД позднее пяти рабочих дней даты его вынесения. В этом случае есть риск предъявления претензий к управляющему на предмет просрочки опубликования сообщения. Автор полагает отведение управляющему срока для публикации сообщения на ЕФРСБ, как исчисляющего не с момента, когда он объективно мог или должен был узнать о вынесении судебного акта, несовершенством юридической техники.
В целом автор оценивает изменения Закона в комментируемой области как движение в правильном направлении совершенствования транспарентности процедур банкротства, однако находит данную работу далекой от финализации.