Россия — Азербайджан: …и танкеры вместе будем строить

| статьи | печать

Несомненно, одним из важнейших событий последних дней стал государственный визит президента России Владимира Путина в Азербайджан, в ходе которого был подписан ряд документов, отражающих стратегическое взаимодействие двух стран. Профиль нашего еженедельника — экономика, поэтому ее и коснемся. Тем более что эта часть достигнутых договоренностей дала повод обратиться к экспертам.

В заявлении для СМИ Владимира Путина и президента Азербайджана Ильхама Алиева глава нашего государства, в частности, сказал, что большое внимание на переговорах было уделено наращиванию взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества. Наш президент напомнил, что товарооборот между Россией и Азербайджаном составляет более 4 млрд долл. и за 1-е полугодие 2024 г. уже прибавил 17%. Также, по словам В. Путина, прямые инвестиции в азербайджанскую экономику со стороны России тоже превышают 4 млрд долл.

«И конечно, почти 1300 предприятий [с российским участием], работающих на азербайджанском рынке, говорят о том, что у нас ситуация развивается в положительном ключе и имеет хорошие перспективы развития», — подчеркнул российский президент.

Он конкретизировал, что российские компании вполне комфортно чувствуют себя на азербайджанском рынке, назвав и «Лукойл», и «КамАЗ», который организовал сборочное производство, [выпускаются автомобили] «Соллерс», «УАЗ».

«Работают успешно, и есть перспективы развития. Мы благодарны властям Азербайджана за созданные для их работы условия», — сказал глава России.

«Трансмашхолдинг» заключил в феврале очередной контракт на производство крупной партии российских вагонов для Бакинского метрополитена.

«Надеюсь, что те, кто будет пользоваться этими составами, тоже будут довольны», — пожелал В. Путин.

Российская Объединенная судостроительная корпорация вместе с Бакинским судостроительным заводом приступает к выпуску современных танкеров класса «река — море» для перевозки нефтепродуктов.

Особо Президент РФ отметил совместные планы по поводу реализации проекта «Север — Юг».

Из перечисленного «ЭЖ» заинтересовал проект совместной постройки нефтетанкеров. Конечно, Россия обожглась на постройке танкеров для перевозки СПГ в Южной Корее, славящейся компетенциями в танкеростроении, но почему для названного проекта среди дружественных стран в партнеры выбран Азербайджан, а не, к примеру, Китай? Ответить на этот вопрос мы и попросили экспертов.

Комментарий эксперта

По итогам визита президента России в Азербайджан было принято решение о совместном строительстве нефтяных танкеров класса «река — море». Выбор партнера не случаен.

В новых санкционных реалиях Россия ищет и строит новые торговые маршруты, одним из которых является МТК «Север — Юг», дающий нашей стране выход в мировой океан через Иран. Самыми короткими ветками на Иран, в свою очередь, являются сухопутный маршрут через Азербайджан и Транскаспийский маршрут, предусматривающий опять же участие портовой инфраструктуры Азербайджана. Поэтому Азербайджан для нас является естественным партнером в силу географических причин, но не только.

Азербайджан, как и Россия, является крупной нефте- и газодобывающей страной, экспортируя большую часть добываемого сырья на внешние рынки. Страна заинтересована в увеличении транспортных мощностей как для продажи собственного сырья, так и для обеспечения транзитных перевозок. В этом вопросе наши с Азербайджаном интересы полностью совпадают.

Таким образом, совместное строительство танкеров имеет глубокие и естественные экономические причины. Но и этим активизация сотрудничества между странами не ограничивается.

На сегодняшний день политическая ситуация в Закавказье такова, что только Азербайджан остается наиболее лояльным к России партнером. С Грузией полноценные отношения все еще не восстановлены, а Армения постепенно смещает свои экономические и политические интересы в сторону недружественных России стран. Закавказье исторически является для России важным геостратегическим регионом. Для сохранения в этом регионе своего политического влияния России необходим надежный и сильный партнер. Поэтому, подкрепляя политические связи с Азербайджаном новыми экономическими проектами, Россия усиливает свое присутствие в важном для нее регионе».

Комментарий эксперта

Постройка танкеров, на мой взгляд, это способ обойти санкционные ограничения на продажу нефти. Рассказываю подробнее.

Азербайджан — один из ведущих партнеров России. Почему сотрудничество в сфере постройки танкеров не ведется, например, с Китаем?

Вообще, партнеров у РФ много и, на мой взгляд, здесь реализуется политика диверсификации проектов. У России с КНР самый большой товарооборот и самое большое число проектов, но Китай — это все же в значительной степени импортер нефти, тогда как Азербайджан занимается ее экспортом.

Поэтому с помощью танкеров, построенных совместно с Баку, удобно будет транспортировать российскую нефть в Азербайджан. Закупая ее у РФ, Баку в дальнейшем сможет продавать ее другим странам. Либо же, используя российскую нефть на свои нужды, экспортировать собственную на мировые рынки. И в том и в другом случае для России это — один из способов обхода санкций.

Визит Владимира Путина говорит о том, что в это направление будут вкладываться средства, для него будут выделяться ресурсы. И, на мой взгляд, это очень положительный момент, что у нас есть такие партнеры, как Баку, которые помогают нам преодолевать санкционные трудности.

Комментарий эксперта

Опираясь на слова вице-премьера, можно говорить о прочных и проверенных временем связях Российской Федерации и Азербайджана в нефтегазовой отрасли и газовой сфере.

Видимо, речь идет о рассмотрении совместного проекта на Каспийском шельфе.

В целом действительно у России есть положительный опыт взаимодействия в газовой отрасли с Азербайджаном. К примеру, «Лукойл» имеет 20% в шельфовом газоконденсатном месторождении Шах-Дениз в Азербайджане.

Плюс, как было отмечено на переговорах Путина и Алиева, фокус внимания обращен на конфликт на Южном Кавказе. Россия, со слов президента, готова помочь с урегулированием сложной ситуации. Поэтому взаимодействие двух стран можно оценить как позитивное и дружественное.

Азербайджан имеет хорошее территориальное преимущество перед другими странами-партнерами. По этой причине партнерство в нефтегазовой сфере может быть обусловлено еще и практической стороной вопроса.