Внесены изменения в регулирование ЭПР в сфере цифровых инноваций: страхование рисков и сокращение сроков

| статьи | печать

С 5 января 2025 года вступят в силу поправки в Федеральный закон от 31.07.2020 № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».

Прикрепленные файлы:

Комментарий эксперта

Экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций (далее ЭПР) предусматривает применение в отношении его участников в течение определенного периода времени специального регулирования по направлениям разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций.

По состоянию на 12 августа 2024 года, в соответствии с реестром[1] и сведениями об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций, насчитывается 16 цифровых инноваций, в отношении которых ЭПР установлены, в том числе в области высокоавтоматизированных транспортных средств и беспилотных воздушных судов; медицинской деятельности (дистанционное наблюдение за состоянием здоровья); предоставление государственных и муниципальных услуг (выдача электронных разрешений).

Так как и сам Федеральный закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» достаточно молодой, то внесение изменений, как было указано в пояснительной записке к законопроекту, направлено на совершенствования механизмов применения ЭПР в сфере цифровых инноваций (Федеральный закон от 08.07.2024 № 169-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»).

Важно отметить, что изменениями предусмотрено сокращение сроков рассмотрения заявления с целью установления ЭПР (и также присоединения к нему). Оценка инициативного предложения на соответствие условиям и требованиям для установления ЭПР и внесение инициативного предложения регулирующим органом сокращена с 25 рабочих дней до 15 рабочих дней. Также сокращены до 20 рабочих дней сроки рассмотрения инициативного предложения Правительством РФ.

Изменяется система согласования заключения регулирующего органа с иными федеральными органами исполнительной власти. Как предусмотрено изменениями, регулирующий орган не согласовывает свое заключение с иными федеральными органами исполнительной власти, Банком России (в случае, если инициативное предложение затрагивает их полномочия), а в течение пяти рабочих дней перенаправляет его в указанные органы для формирования их собственной позиции. При этом, если позиции не направлены в течение пяти рабочих дней, то это не является препятствием для осуществления регулирующим органом оценки инициативного предложения и подготовки заключения.

Из требований к инициатору установления ЭПР вносимыми изменениями исключена необходимость представления подтверждения отсутствия судимости исполнительного органа юридического лица (ИП, и т.д.), но включено требование представления такой информации в отношении лиц, являющихся непосредственно участниками ЭПР.

Указанные изменения также коснулись необходимости внесения в программу ЭПР информации о порядке и условиях использования результатов интеллектуальной деятельности (далее РИД), создаваемых в том числе с применением технологий искусственного интеллекта при реализации ЭПР.

Внесено требование об обязательном включению в программу ЭПР положения о страховании гражданской ответственности участников экспериментального правового режима, являющихся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при реализации ЭПР, в том числе в результате использования решений, разработанных с применением технологий искусственного интеллекта. К страхованию ответственности часто прибегают компании, где существуют высокие риски привлечения к материальной ответственности и/или физическим последствиям в случае причинения определенного рода вреда здоровью и имуществу. Установление такого требования будет выгодно и самим участникам, хотя и налагает на них определенные дополнительные финансовые расходы, но страхует риски от наступления неблагоприятных последствий.

Отдельно изменениями вносится обязанность ведения субъектом ЭПР реестров, включающих реестр лиц, вступивших с ним в правоотношения в рамках ЭПР и участвующих в использовании решений, разработанных с применением технологий искусственного интеллекта.

Изменения предусматривают необходимость ведения реестра результатов интеллектуальной деятельности, создаваемых в том числе с применением технологий искусственного интеллекта при реализации экспериментального правового режима, с указанием их правообладателей. Это важное изменение для стимулирования защиты своих собственных разработок, а также для исключения нарушения прав на чужие разработки.

Изменениями также предусмотрено создание регулирующим органом комиссии для установления обстоятельств и рассмотрения случаев причинения вреда жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица при реализации ЭПР в результате использования решений, разработанных с применением технологий искусственного интеллекта. Заключение комиссии может быть обжаловано в судебном порядке.

Режим правового регулирования для сферы искусственного интеллекта и такого рода технологий еще находится в самом начале пути развития, так как оценить все риски, которые затрагивают данную сферу, а также предусмотреть все вызовы и определить все ситуации, которые требуют дополнительного урегулирования, еще достаточно проблематично. Вносимые изменения, в основном, нацелены на минимизацию рисков при реализации ЭПР, введения дополнительного контроля регулирующим органом и большей ответственности для субъектов ЭПР, что представляется рациональным с учетом особенностей развития технологий в сфере искусственного интеллекта. Насколько нам кажется, в законодательство еще будут вноситься значительные изменения, с учетом опыта регулирования цифровых инноваций на практике.

Комментарий эксперта

Предлагаемые изменения являются частью реализации национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" и, одновременно, представляют собой выполнение п. 1а-1 поручения Президента Российской Федерации № Пр-2371.

Федеральный закон от 08.07.2024 № 169-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (далее – Закон), вносит изменения в процедуру рассмотрения инициативных предложений об установлении ЭПР, значительно сокращая сроки рассмотрения таких предложений ответственными органами. Это должно способствовать более быстрому принятию решений по инициативам и в итоге может оказать позитивное влияние на реализацию инициатив в целом, так как в части использования информационных технологий и технологий ИИ скорость рассмотрения инициативы может сказаться на актуальности технологии и целесообразности ее применения.

Закон также вводит для субъектов ЭПР обязанность вести ряд реестров, в частности, реестр лиц, с которыми осуществляется взаимодействие в рамках ЭПР с указанием лиц, ответственных за использование ИИ-решений, а также реестр объектов интеллектуальной собственности, созданных в том числе с использованием ИИ. Эти изменения могут способствовать установлению большего контроля за использованием технологий в рамках ЭПР.

Помимо этого, Закон устанавливает порядок рассмотрения случаев причинения вреда в рамках использования технологий ИИ, для чего регулирующим органом будет создаваться специальная комиссия. Комиссия наделяется полномочиями на рассмотрение обстоятельств и вынесение заключения, содержащего выводы об объеме и о характере вреда, об объеме и о характере вреда, обстоятельствах виновности лиц и мерах по возмещению вреда и пр. Данное заключение будет публиковаться в сети «Интернет» и может быть оспорено в судебном порядке. Представляется, что привлечение специалистов в области информационных технологий может облегчить рассмотрение указанных случаев компетентными органами.

Предполагаем, что после внесения данных изменений в законодательство потребуется также принятие дополнительных уточняющих подзаконных актов.

В целом, Закон обладает потенциалом на облегчение процедуры внедрения ЭПР в сфере цифровых технологий и создание необходимых механизмов сдержек при использовании ИИ-решений.