Виталия Меркулова,
руководитель практики недвижимости и строительства юридической фирмы «ЮСТ»
Законопроект направлен на достижение стратегических задач государства в части административной трансформации строительной отрасли за счет совершенствования нормативно-правового регулирования и снижения административных барьеров.
Из пояснительной записки к нему следует, что его цель — оптимизация и ускорение инвестиционно-строительного цикла путем предоставления участникам аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды такого участка, возможности получения значимой для архитектурно-строительного проектирования и строительства информации путем получения градостроительного плана земельного участка (далее — ГПЗУ) до оформления земельно-имущественных отношений по результатам торгов.
Согласно действующей процедуре выдача ГПЗУ осуществляется по заявлению правообладателя участка, за исключением случаев, установленных ч. 1.1 и ч. 1.2 ст. 57.3 ГрК РФ (получение ГПЗУ в отношении участка, подлежащего образованию из публичных земель и (или) земельных участков и предназначенного для размещения объектов федерального, регионального или местного значения, до его образования на основании утвержденных проекта межевания территории и (или) схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории; получение ГПЗУ лицом, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, оператором комплексного развития территории).
Новеллы в рамках законодательной инициативы состоят в следующем:
1) организатор аукциона по продаже публичного земельного участка, аукциона на право заключения договора аренды такого участка наделяется полномочием по обращению в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка в целях получения ГПЗУ до проведения аукциона, определения его победителя и оформления с победителем земельно-имущественных отношений;
2) ГПЗУ наряду с проектом договора купли-продажи или договора аренды участка является обязательным приложением к извещению о проведении аукциона;
3) ГПЗУ по результатам аукциона должен быть направлен уполномоченным органом его победителю или единственному принявшему участие в аукционе участнику вместе с подписанными экземплярами проекта договора купли-продажи или договора аренды земельного участка.
Помимо сокращения срока архитектурно-строительного проектирования (такой срок сокращается на 14 рабочих дней, предусмотренных ГрК РФ для подготовки и выдачи ГПЗУ), неоспоримым плюсом таких нововведений является возможность получения потенциальными инвесторами информации, определяющей инвестиционную привлекательность выставленного на аукцион земельного участка, до проведения торгов. К примеру, такой информацией могут быть: сведения об ограничениях использования участка, в том числе в случае его расположения в границах зон с особыми условиями территорий; об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования участка; о предельных параметрах разрешенного строительства, а также прочие определяющие пределы допустимой на участке деятельности сведения, содержащиеся в ГПЗУ согласно ч. 3 ст. 57.3 ГрК РФ.
Вместе с тем, на наш взгляд, отдельные формулировки законопроекта противоречивы. Так, в частности, норма ч. 1.3 ст. 57.3 ГрК РФ в редакции законопроекта носит диспозитивный характер за счет применения конструкций «допускается» и «вправе». В то же время п. 22 ст. 39.11 ЗК РФ в редакции законопроекта содержит императивное требование о приложении ГПЗУ к извещению о проведении торгов, из чего следует, что получение ГПЗУ организатором аукциона до его проведения является скорее не правом, а обязанностью организатора торгов.