Эксперты Международного энергетического агентства (МЭА) прогнозируют, что такие расходы в мире достигнут в текущем году 2 трлн долл., несмотря на то, что более высокие затраты на финансирование препятствуют новым проектам, особенно в странах с формирующейся рыночной экономикой.
В последнем отчете МЭА по мировым инвестициям в энергетику говорится, что, несмотря на нехватку финансирования, глобальные инвестиции в экологически чистую энергетику почти вдвое превысят объем инвестиций в ископаемое топливо в 2024 г., чему будут способствовать улучшение цепочек поставок и снижение затрат на экологически чистые технологии.
Весь объем инвестиций в энергетику во всем мире, как ожидают аналитики МЭА, в 2024 г. превысит 3 трлн долл., из которых 2 трлн поступят в пользу чистых технологий, включающих возобновляемые источники энергии, электромобили, ядерную энергетику, сети, хранение, низкоуглеродные виды топлива, повышение энергоэффективности и тепловые насосы. Оставшаяся сумма, чуть более 1 трлн долл., пойдет на уголь, газ и нефть. Авторы отчета отмечают, что в 2023 г. совокупные инвестиции в возобновляемые источники энергии и сети впервые превысили объем затрат на ископаемое топливо.
Однако в докладе МЭА предупреждает, что во многих частях мира по-прежнему сохраняются серьезные дисбалансы и дефицит инвестиционных потоков в энергетику. Это подчеркивает низкий уровень расходов на экологически чистую энергетику в странах с формирующейся рыночной экономикой (за пределами Китая), которые впервые превысят 300 млрд долл. — во главе с Индией и Бразилией. На их долю приходится лишь около 15% глобальных инвестиций в экологически чистую энергетику, что намного ниже того, что требуется для удовлетворения растущего спроса на энергию во многих из этих стран, где высокая стоимость капитала сдерживает разработку новых проектов.
«Инвестиции в экологически чистую энергетику устанавливают новые рекорды даже в сложных экономических условиях, подчеркивая динамику новой глобальной энергетической экономики. На каждый доллар, идущий сегодня на ископаемое топливо, почти два доллара инвестируются в экологически чистую энергетику», — констатирует исполнительный директор МЭА Фатих Бирол.
По его словам, рост расходов на экологически чистую энергетику подкрепляется сильной экономикой, продолжающимся снижением затрат и соображениями энергетической безопасности, но в промышленной политике также присутствует важный элемент, поскольку крупнейшие экономики конкурируют за преимущество в новых цепочках поставок экологически чистой энергии.
«Необходимо сделать больше для обеспечения того, чтобы инвестиции поступали туда, где они необходимы больше всего, в частности в развивающиеся экономики, где сегодня остро не хватает доступа к недорогой, устойчивой и безопасной энергии», — призывает руководитель МЭА.
Когда в 2015 г. было достигнуто Парижское соглашение, совокупные инвестиции в возобновляемые источники энергии и ядерную энергетику для производства электроэнергии в два раза превышали объем инвестиций в электроэнергию, работающую на ископаемом топливе. В 2024 г. этот показатель вырастет в десять раз, подчеркивается в отчете, поскольку солнечные фотоэлектрические системы возглавят трансформацию энергетического сектора. В солнечные фотоэлектрические системы сейчас вкладывается больше денег, чем во все другие технологии производства электроэнергии вместе взятые. В 2024 г. инвестиции в солнечные фотоэлектрические системы вырастут до 500 млрд долл., поскольку падение цен на модули стимулирует новые инвестиции.
Авторы отчета указывают, что в 2024 г. на Китай будет приходиться наибольшая доля инвестиций в экологически чистую энергетику, которая, по оценкам, достигнет 675 млрд долл. Это они обусловливают высоким внутренним спросом, в частности, в трех отраслях — солнечной энергетике, литиевых батареях и электромобилях. За ними следуют Европа и Соединенные Штаты, инвестиции в экологически чистую энергетику составят 370 млрд и 315 млрд долл. соответственно. Только на эти три крупнейшие экономики приходится более двух третей глобальных инвестиций в экологически чистую энергетику, что подчеркивает неравенство в международных потоках капитала в энергетику.
Эксперты МЭА ожидают, что глобальные инвестиции в добычу нефти и газа увеличатся на 7% в 2024 г. и достигнут 570 млрд долл. после аналогичного роста в 2023 г. Рост расходов в 2023 и 2024 гг. обеспечен преимущественно национальными нефтяными компаниями Ближнего Востока и Азии. В отчете отмечается, что инвестиции в нефть и газ в 2024 г. в целом соответствуют уровням спроса, предполагаемым в 2030 г. сегодняшними политическими установками, но намного выше, чем прогнозируется в сценариях, которые достигают национальных или глобальных климатических целей. Инвестиции нефтегазовых компаний в экологически чистую энергетику достигли 30 млрд долл. в 2023 г., что, согласно отчету, составляет всего 4% от общих капитальных затрат отрасли. Между тем инвестиции в уголь продолжают расти: в 2023 г. утверждены более 50 гигаватт энергии, работающей на угле, что стало максимальным показателем с 2015 г.
Авторы доклада МЭА также отмечают, что, помимо экономических проблем, сети и системы хранения электроэнергии были существенным препятствием для перехода на экологически чистую энергетику. Но расходы на электросети растут и должны достичь 400 млрд долл. в 2024 г., после того как в период с 2015 по 2021 г. они составляли около 300 млрд долл. ежегодно. Рост во многом обусловлен новыми политическими инициативами и финансированием в Европе, Соединенных Штатах, Китае и некоторых странах Латинской Америки. Между тем инвестиции в аккумуляторные батареи растут и должны достичь 54 млрд долл. в 2024 г. по мере дальнейшего снижения затрат. Эксперты МЭА подчеркивают, что эти расходы являются высококонцентрированными — на каждый доллар, вложенный в аккумуляторы в странах с развитой экономикой и Китае, в других государствах с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся странах был вложен только один цент.