Согласно ст. 19.4.3 КоАП РФ административно наказуемым деянием отныне признается воспрепятствование законной деятельности должностного лица федерального антимонопольного органа, его территориального органа по проведению проверок соблюдения требования о запрете заключения недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения.
Признание действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, направленных на воспрепятствование проведению службой проверок в обозначенной сфере, в качестве самостоятельного административного правонарушения является созданием еще одного средства, доступного службе в борьбе с недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством соглашениями наравне с уже имеющимися, как то:
-
привлечение к административной ответственности за сам факт заключения ограничивающего конкуренцию соглашения или участия в нем, в том числе картеля на основании ст. 14.32 КоАП РФ;
-
невыполнение в установленный срок законного решения, предписания ФАС России и ее территориального органа о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений на основании ст. 19.5 КоАП РФ.
Необходимо заметить, что в КоАП РФ уже присутствует ст. 19.4.1, устанавливающая административную ответственность фактически за те же действия — воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок. На основании данной статьи уже встречались случи привлечения к административной ответственности в том числе в рамках проведения проверки в связи с выявлением незаконных соглашений, ограничивающих конкуренцию (см., например, постановление Ханты-Мансийского УФАС России от 28.11.2017 № 154 по делу № 02-09-093/2017).
Однако новая ст. 19.4.3 КоАП РФ устанавливает значительно отличающиеся по размеру и порядку их определения «оборотные» штрафы, характерные для правонарушений в антимонопольной сфере.
Вынесение в отдельную статью кодекса рассматриваемых действий хозяйствующих субъектов является выделением правонарушения по специальным критериям:
-
особая сфера совершения деяния и устоявшиеся методы исчисления административных штрафов в области антимонопольных правонарушений (отраслевой критерий);
-
и нарушение запрета заключения ограничивающих конкуренцию соглашений (предметный критерий).
В свою очередь, такая практика конструирования самостоятельных составов административных правонарушений используется не в первый раз. Ранее в действие были введены статьи, устанавливающие административную ответственность за воспрепятствование проведению проверок или уклонения от них в области организованной торговли (см. ст. 14.24 КоАП РФ), рынка ценных бумаг, инвестиционной и иной предпринимательской деятельности (см. ст. 15.27, 15.29 КоАП РФ).
Таким образом, введение в кодекс новой ст. 19.4.3 — вполне ожидаемый ход законодателя, направленный на организацию более эффективной борьбы с нарушениями в виде заключения антиконкурентных соглашений.