За воспрепятствование антикартельным проверкам будут наказывать оборотными штрафами

| статьи | печать

В целях повышения эффективности борьбы с картелями и контрольной деятельности антимонопольного органа при проведении проверок принят Закон1, предусматривающий введение административных штрафов за воспрепятствование проведению антикартельных проверок. «ЭЖ-Юрист» попросил экспертов дать свою оценку поправкам в КоАП РФ.


1 Федеральный закон от 08.08.2024 № 262-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»/

Комментарий эксперта

В КоАП РФ уже давно предусмотрены специальные составы для отдельных сфер проверок, в зависимости от общественной опасности предполагаемых нарушений. Например, согласно ст. 19.4.1 КоАП РФ, за воспрепятствование законной деятельности сотрудников антимонопольного органа предусмотрен административный штраф. При этом действует и другая специальная норма — запрет на воспрепятствование контрольным мероприятиям в сфере государственного оборонного заказа — ст. 19.4.2 КоАП РФ.

С 19.08.2024 к ним добавились административные штрафы за противодействие антикартельным проверкам. Необходимость появления специальной нормы о штрафах в рамках антикартельных проверок связана в первую очередь с тем, что картельные соглашения приводят к серьезным негативным последствиям для экономики и общества: ограничивается конкуренция, необоснованно повышаются цены, в том числе для конечных потребителей. Соответственно, важно, чтобы не было препятствий со стороны компаний для законной деятельности должностных лиц антимонопольного органа при проведении ими проверок и сборе доказательств.

Кроме того, общая ответственность, предусмотренная ст. 19.4.1 КоАП, с размером штрафа до 50 тыс. руб., очевидно, не может выступать достаточной мотивацией для отказа от создания препятствий при антикартельных ­проверках антимонопольного органа.

Теперь ситуация исправлена и штрафы за это стали значительно выше, для граждан — до 30 тыс. руб., для должностных лиц — до 50 тыс. руб. Для юридических лиц размер штрафа дифференцирован в зависимости от размера выручки — от 100 тыс. руб. до 2 млн руб.

Комментарий эксперта

Согласно ст. 19.4.3 КоАП РФ административно наказуемым деянием отныне признается воспрепятствование законной деятельности должностного лица федерального антимонопольного органа, его территориального органа по проведению проверок соблюдения требования о запрете заключения недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения.

Признание действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, направленных на воспрепятствование проведению службой проверок в обозначенной сфере, в качестве самостоятельного административного правонарушения является созданием еще одного средства, доступного службе в борьбе с недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством соглашениями наравне с уже имеющимися, как то:

  • привлечение к административной ответственности за сам факт заключения ограничивающего конкуренцию соглашения или участия в нем, в том числе картеля на основании ст. 14.32 КоАП РФ;

  • невыполнение в установленный срок законного решения, предписания ФАС России и ее территориального органа о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений на основании ст. 19.5 КоАП РФ.

Необходимо заметить, что в КоАП РФ уже присутствует ст. 19.4.1, устанавливающая административную ответственность фактически за те же действия — воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок. На основании данной статьи уже встречались случи привлечения к административной ответственности в том числе в рамках проведения проверки в связи с выявлением незаконных соглашений, ограничивающих конкуренцию (см., например, постановление Ханты-Мансийского УФАС России от 28.11.2017 № 154 по делу № 02-09-093/2017).

Однако новая ст. 19.4.3 КоАП РФ устанавливает значительно отличающиеся по размеру и порядку их определения «оборотные» штрафы, характерные для правонарушений в антимонопольной сфере.

Вынесение в отдельную статью кодекса рассматриваемых действий хозяйствующих субъектов является выделением правонарушения по специальным критериям:

  • особая сфера совершения деяния и устоявшиеся методы исчисления административных штрафов в области антимонопольных правонарушений (отраслевой критерий);

  • и нарушение запрета заключения ограничивающих конкуренцию соглашений (предметный критерий).

В свою очередь, такая практика конструирования самостоятельных составов административных правонарушений используется не в первый раз. Ранее в действие были введены статьи, устанавливающие административную ответственность за воспрепятствование проведению проверок или уклонения от них в области организованной торговли (см. ст. 14.24 КоАП РФ), рынка ценных бумаг, инвестиционной и иной предпринимательской деятельности (см. ст. 15.27, 15.29 КоАП РФ).

Таким образом, введение в кодекс новой ст. 19.4.3 — вполне ожидаемый ход законодателя, направленный на организацию более эффективной борьбы с нарушениями в виде заключения антиконкурентных соглашений.