Если размер уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, идентифицированных в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров, превышает размер таможенных пошлин, налогов, то такие денежные средства признаются излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами. В материале проанализируем наиболее интересные и практически востребованные тенденции судебной практики, касающиеся возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
В силу положений ст. 50, 51, 104 ТК ЕАЭС объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Союза. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товара и применяемых видов ставок являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении; плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате пошлин, налогов.
При этом излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с ТК ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов (ст. 66 ТК ЕАЭС).
В этом случае суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату (зачету) в случаях, которые осуществляются в порядке и сроки, установленные законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таких ввозных таможенных пошлин, в соответствии со ст. 66 ТК ЕАЭС (п. 4 ст. 67 ТК ЕАЭС).
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 АПК РФ).
Кроме того, заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне внесенных в бюджет платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права (об излишнем внесении таможенных платежей в бюджет) (ст. 125—127 АПК РФ, п. 34 постановления Пленума ВС РФ от 26.11.2019 № 49).
Далее выделим тенденции судебной практики, касающиеся возврата излишне уплаченных таможенных платежей, а также минимизации издержек, связанных с этим.
Дивиденды в структуре таможенной стоимости: начисление пеней
С 2022 г. ВС РФ активно стал формировать правовую позицию по делам по включению в таможенную стоимость ввозимых товаров дивидендов, выплаченных аффилированным поставщикам.
Исходя из предложенного ВС РФ подхода включения в таможенную стоимость ввозимых товаров дивидендов (дела № А40-20125/2021, № А09-1129/2021 и № А09-1751/2021), участники ВЭД еще на этапе таможенного оформления товара должны рассчитывать, какой размер дивидендов за реализованный товар, будет выплачен аффилированному поставщику.
При этом в вопросе начисления пеней за просрочку исполнения обязанности по уплате таможенных платежей еще не все так однозначно.
Поскольку в соответствии с п. 4 ст. 57, ст. 61 ТК ЕАЭС и ч. 1, ч. 7 ст. 72 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее — Закон № 289-ФЗ, пени1 начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, потому таможенные органы по результатам проверок начисляют пени на доначисленные таможенные платежи с даты регистрации таможенной декларации (далее — «ДТ»), а не с даты выплаты соответствующих дивидендов (как, к примеру, происходит с роялти).
В силу ч. 3 ст. 72 Закона № 289-ФЗ обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
В рамках дела № А06-3555/2023 впервые суды оценили вопрос законности начисления данных пеней. Суды апелляционной и кассационной инстанции поддержали декларанта и признали необоснованным и незаконным начисление пеней со дня подачи декларации на товары по дату перечисления дивидендов.
Суд округа отметил:
цитируем документ
Поскольку на дату ввоза товара общество не владело информацией о финансовом результате и размере чистой прибыли за 2020 год, так как финансовый результат формируется только по результатам всего финансового года на 31.12.2020 начисление пени со дня подачи декларации на товары недопустимо.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.08.2024 № Ф06-6245/2024 по делу № А06-3555/2023
Касаясь вопроса начисления пеней за просрочку исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, хотелось бы обратить внимание еще на положительную для участников ВЭД практику признания незаконным начисление таможенными органами пеней за период действия в РФ моратория.
Так, в делах № А51-1152/2023, А56-117406/2022, А40-15723/2023 суды согласились с участниками ВЭД, что положения п. 3 ст. 9.1, абз. 10 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве должны распространяться и на начисление пеней за просрочку исполнения обязанности по уплате таможенных платежей.
Суды обратили внимание, что, как следует из разъяснений, изложенных в п. 7 постановления Пленума ВС РФ от 24.12.2020 № 44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ „О несостоятельности (банкротстве)“»:
цитируем документ
...в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее — ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона № 127-ФЗ).
Пункт 7 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.12.2020 № 44
При этом правила о моратории, установленные постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 № 497, распространяют свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений (граждане, включая индивидуальных предпринимателей, юридические лица), за исключением лиц, прямо указанных в п. 2 данного постановления (застройщики многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов), независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
Таким образом, в период действия моратория не подлежат начислению пени на таможенные платежи, идентифицируемые как иные финансовые санкции.
Необходимо учитывать, что под таможенной пошлиной согласно подп. 22 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС понимается обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза. В свою очередь из п. 1 ст. 8 НК РФ следует, что налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Соответственно, учитывая, что таможенная пошлина и налог имеют одну правовую природу и относятся к обязательным платежам, действие моратория, введенного постановлением № 497 и ст. 9.1 Закона о банкротстве на период с 01.04.2022 по 30.09.2022 и имеющего универсальный характер, распространяется и на начисление пеней таможенным платежам.
Как следствие, по результатам рассмотрения указанных дел участникам ВЭД удалось признать незаконным взыскание таможенными органами пеней за просрочку исполнения обязанности по уплате доначисленных таможенных платежей за период с 01.04.2022 по 30.09.2022.
Экспорт товара разными транспортными средствами
Отдельно в судебной практике стоит выделить ряд дел, в рамках которых экспортеры пытались оспорить доначисления таможенных платежей за экспорт товарных партий по частям (№ А51-10670/2022, А56-56554/2023, А56-41212/2023, А56-30910/2023, А56-68623/2023 и др.).
Так, в одном из дел возникла такая ситуация. Была согласована поставка товара «кукуруза продовольственная не дробленная, для дальнейшей переработки», в связи с чем продавцом был выставлен инвойс (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.08.2023 № Ф03-3106/2023).
В ходе контрольных мероприятий таможенным органом установлено, что под таможенную процедуру экспорта обществом помещен товар, классифицируемый в товарной подсубпозиции 1005 90 000 0ТН ВЭД ЕАЭС, ставка таможенной пошлины 0%. При этом таможенная стоимость товаров декларантом не заявлялась, вывозная таможенная пошлина не исчислялась.
Фактическое убытие товара осуществлялось в период с апреля по сентябрь 2021 г. через железнодорожный пункт пропуска, находящийся в зоне деятельности Уссурийской таможни. Товары вывезены за пределы таможенной территории ЕАЭС в 147 транспортных средствах.
В этой связи таможенный орган пришел к выводу о том, что товар, отгруженный и вывезенный в последующем по иным железнодорожным накладным в рамках соответствующих отгрузок по УПД, не может рассматриваться как часть одной товарной партии, задекларированной в ДТ, в связи с несоблюдением условия одновременной отгрузки товара.
В постановлении от 08.08.2023 № Ф03-3106/2023 Арбитражный суд Дальневосточного округа пришел к выводу, что товар, отгруженный и вывезенный в последующем, не может рассматриваться как часть товарной партии по спорной ДТ, поскольку в отношении такого товара не соблюдено условие одновременной отгрузки.
Вместе с этим в делах № А56-56554/2023, А56-41212/2023, А56-30910/2023 суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что, исходя из смысла подп. 2 п. 2 ст. 116 ТК ЕАЭС, ключевое значение для определения возможности отнесения товаров к одной партии имеет факт одновременной отгрузки, то есть одновременной сдачи товаров перевозчику. При этом вывоз товара мог быть осуществлен в разные даты, на разных транспортных средствах (таможенное законодательство не устанавливает сроков для вывоза экспортируемого товара после его таможенного оформления по ДТ).
В то же время суд округа пришел к выводу, что как одна товарная партия рассматриваются: при вывозе товаров с таможенной территории — товары, одновременно отгружаемые или отгружаемые в течение определенного периода времени в случаях, определенных законодательством государств — членов Союза, в регионе деятельности одного и того же таможенного органа одним и тем же отправителем в адрес одного и того же получателя, находящегося за пределами таможенной территории, в рамках исполнения обязательств по одному документу, подтверждающему совершение сделки (или по одному документу об условиях переработки товаров при таможенном декларировании продуктов переработки), либо по односторонней сделке, либо без совершения какой-либо сделки (абз. 4 п. 2 решения Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «О форме ДТ и порядке ее заполнения»).
Таким образом:
цитируем документ
...в качестве одной товарной партии следует рассматривать вывоз товаров с таможенной территории при их одновременной отгрузке. Само по себе составление Обществом с перевозчиком актов приема-передачи всего товара, датируемых ранее фактической отгрузки товара по частям с таможенной территории, при составлении нескольких коносаментов, не свидетельствует об отгрузке спорного товара единой партией, указанной в таких актах. <…> Следовательно, с учетом изложенного таможенный орган сделал правильный вывод, что товары, отгруженные в разный период времени, не могут рассматриваться как часть товарной партии, задекларированной в спорных ДТ в связи с несоблюдением условий одновременной отгрузки. Вывоз осуществлялся в разные дни, на разных судах, в связи с чем с учетом Порядка № 257 не может расцениваться как одна товарная партия, не подлежит декларированию в одной ДТ.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа 14.05.2024 по делу № А56-56554/2023
Проценты
Согласно ч. 11 ст. 67 Закона № 289-ФЗ в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, подлежат выплате проценты на сумму таких излишне взысканных платежей.
При этом, как разъяснено в п. 35 постановления Пленума ВС РФ от 26.11.2019 № 49, принимая во внимание компенсационную природу процентов, а также принцип равенства всех перед законом, установленные ч. 11 ст. 67 Закона № 289-ФЗ проценты начисляются на таможенные платежи, уплаченные участниками ВЭД самостоятельно на основании соответствующего решения таможенного органа (то есть имеющие статус не излишне взысканных, а излишне уплаченных).
Количество дел подобной категории понемногу растет. См. также: № А73-19919/2023, А40-260414/2023, А56-127154/2023.
Например, таможенный орган вернул обществу ранее уплаченные денежные средства в полном объеме путем зачета излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.08.2024 по делу № Ф03-2951/2024). Общество обратилось в таможню с требованием об исчислении процентов на сумму излишне взысканных платежей. Обществу было отказано в связи с уплатой таможенных платежей в добровольном порядке. Полагая, что отказ в выплате процентов не соответствует закону и нарушает его права, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании процентов.
Суд округа отметил, что проценты начисляются со дня, следующего за днем внесения таможенных платежей в бюджет, до даты фактического возврата, в том числе если имело место самостоятельное перечисление обязанным лицом денежных средств в уплату доначисленных по результатам таможенного контроля таможенных платежей (под угрозой применения мер взыскания).
Таким образом:
цитируем документ
...суды сделали правильный вывод о том, что самостоятельная оплата обществом таможенных платежей, доначисленных по результатам таможенной проверки, не свидетельствует об их добровольной оплате, в связи с чем общество правомерно заявило требование о выплате процентов на суммы такой оплаты. Приняв во внимание, что факт излишнего взыскания таможенных платежей подтвержден материалами дела, суды признали правомерным начисление процентов на сумму излишне взысканных таможенных платежей.
Следует обратить внимание, что на таможенном органе лежит обязанность произвести расчет процентов за излишне взысканные таможенных платежи (после того, как данная излишняя уплата будет установлена) и предложить декларантам выплатить их в порядке, установленном приказом ФТС России от 07.05.2019 № 766.
1 Ставка пени принимается равной 1/360 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, если иное не предусмотрено ч. 11 настоящей статьи (ч. 10 ст. 72 Закона № 289-ФЗ).