Инновациям нужны новые правовые режимы

| статьи | печать

Минэкономразвития России прорабатывает восемь заявок на экспериментальные правовые режимы (ЭПР), шесть из которых в активной фазе. Их планируется установить до конца этого года, рассказал директор департамента цифрового развития и экономики данных министерства Владимир Волошин в ходе  «Юридического бизнес-форума: лидеры и новая реальность-2024».

Экспериментальным правовым режимом (ЭПР) называется возможность отменять действие норм общего регулирования на определенной территории и временно устанавливать вместо них специальные правила. ЭПР в России могут вводиться по различным направлениям разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций. Механизм используется в стране с марта 2022 г. «Более двух лет назад появился первый ЭПР. Сейчас установлены и реализуются 16 экспериментов, их участниками стали более 190 компаний и организаций, а также один орган власти», — отметил В. Волошин.

Одно из самых популярных направлений ЭПР – тестирование беспилотных авиационных систем. Представитель министерства рассказал, что в рамках девяти ЭПР порядка 118 компаний успешно апробируют возможности применения беспилотников в различных отраслях.

Несмотря на ряд объективных ограничений и технических сложностей, в выполнено более 5 тыс. экспериментальных полетов. «Авиационные беспилотники тестируются в различных отраслях экономики, прежде всего это логистика, решения вопросов безопасности (мониторинг территории), сельского хозяйства. Ожидаем, что в следующем году мы проведем апробации в рамках реализации строительных проектов», — поделился планами В. Волошин.

Другое масштабное направление экспериментов — тестирование наземного беспилотного транспорта. Это четыре ЭПР, установленных на территории 38 регионов, в которых участвуют 15 компаний. В частности, беспилотным такси совершено порядка 70 тыс. поездок, грузовым транспортом перевезено более 20 тыс. тонн грузов, в Москве и Санкт-Петербурге проведен запуск первых беспилотных трамваев.

Два ЭПР реализуются в медицине. В апробации телемедицинских технологий участвуют более 14 тыс. пациентов, с которыми были проведены медицинские онлайн-консультации. В эксперименте с персональными медицинскими помощниками личные устройства более 25 тыс. пациентов имеют возможность в режиме онлайн передавать информацию о самочувствии, добавил В. Волошин. Он считает, что механизм экспериментальных правовых режимов необходимо рассматривать прежде всего как возможность комплексной апробации технологий и правовых механизмов.

Как говорил ранее вице-премьер Дмитрий Чернышенко, Россия ставит амбициозную цель – стать самой комфортной регуляторной юрисдикцией. Для этого проводится устранение нормативно-правовых ограничений для разработки, внедрения и использования ИИ. Эффективным механизмом регулирования стали также экспериментальные правовые режимы.

В июле этого года президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». Документ разработан Минэкономразвития России во исполнение его поручений по решению вопросов, связанных с применением искусственного интеллекта.

Одна из новелл законопроекта, в частности, касается обязанности для субъектов ЭПР вести реестр лиц, задействованных в экспериментах с технологией ИИ. Он должен отражать зоны ответственности сотрудников, а также сведения о созданных при реализации ЭПР технологиях. В случае причинения вреда в результате применения ИИ предусматривается организация специальной комиссии. В нее должны входить представители госорганов, экспертного и бизнес-сообщества. Коллегиальное решение данных вопросов — одно из принципиальных новшеств закона.

Для защиты интеллектуальных прав на технологии, созданные с применением ИИ, установлено вести их перечень и прописывать условия использования участниками эксперимента.

Одно из ключевых изменений касается сокращения времени введения ЭПР. Теперь минимальный срок от поступления инициативы бизнеса до внесения в Правительство проекта акта об эксперименте составит 50 рабочих дней вместо действующих сейчас 90. Кроме того, в определенных случаях предусмотрена возможность продления срока действия ЭПР от 1 года до 3 лет.

Изменения механизма ЭПР позволят ускорить запуск новых программ, а также существенно уточняют порядок апробации технологий ИИ. «Мы ожидаем значительного увеличения количества проектов с данной технологией. При этом планируется, что переход на новые, уточненные требования будет проходить плавно, закон вступит в силу ближе к концу года, подзаконные акты также будут приняты в эти сроки, работа уже ведется», — пояснял В. Волошин, комментируя принятие нового закона.

По данным Минэкономразвития, с 2022 г. непосредственными участниками ЭПР стали более 83 тыс. граждан: они ездили на беспилотных такси, получали консультации с применением телемедицинских технологий, а также использовали другие цифровые инновации, а потом делились актуальными результатами. Так был получен первый опыт доставки лекарственных средств с помощью воздушных дронов. А в рамках апробации наземных беспилотников пройдены миллионы километров. Обеспечить заявленные результаты помог обход более 150 нормативных барьеров – без применения механизма ЭПР это было бы невозможно.

Комментарии

Как вы оцениваете эффективность механизма ЭПР? В каких новых сферах было бы актуально его использование?

Анастасия Митюсова, юрисконсульт, Международный Аэропорт Домодедово 

За все время существования правовой системы Российской Федерации скопилось множество законов, подзаконных актов, которые зачастую либо имеют коллизию, либо пробел. Принятие поправок — это долгий процесс, кроме того, имеет место быть человеческий фактор, и тогда даже поправки не помогут преодолеть проблему. Внедрение экспериментальных правовых режимов позволяет опустить некоторые формальности для реализации инновации. Таким образом экономика начинает быстрее развиваться. Все-таки право должно сопровождать экономику и защищать, а не быть «камнем преткновения».

Самые проблемные сферы ЭПР уже затрагивает: транспорт, медицина, строительство и пр. Однако было бы неплохо распространить ЭПР на торговлю. Сейчас в виду санкций поставщики, продавцы сталкиваются с многочисленными проблемами приобретения и реализации товара. Конечный потребитель страдает, так как цены растут. Инновации в данной сфере помогут упросить формальности, а значит снизить финансовую нагрузку на продавцов.

Алексей Середа, адвокат, старший преподаватель Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Основываясь на положениях Закона об ЭПР, главным критерием эффективности экспериментального правового режима следует считать придание соответствующей модели регулирования общего характера, однако из 16 действующих на данный момент ЭПР лишь один был признан достаточно удачным для подготовки к заключению об эффективности эксперимента. Сложности с обеспечением эффективности данного механизма могут быть обусловлены как новизной самого института ЭПР для российского права, так и спецификой отраслей экономики, в которых закон допускает проведение правового эксперимента.

При этом 80% реализуемых в настоящий момент экспериментов относятся к сфере транспорта, в то время как, например, сельское хозяйство и финансовый сектор остаются неохваченными. Изменить данную ситуацию призвана, в частности, легализация с 1 сентября 2024 г. трансграничных расчетов и биржевых торгов с использованием цифровой валюты, призванная предоставить российскому бизнесу дополнительные возможности при проведении платежей за ввозимые на территорию Российской Федерации товары в условиях односторонних ограничительных мер, введенных в отношении российских кредитных организаций со стороны отдельных иностранных государств.