Транспортно-логистический каркас. Сможет ли Россия увеличить объем перевозок по МТК в 1,5 раза

| статьи | печать

К 2030 г. Россия планирует масштабную модернизацию транспортной системы. Об этом говорили на сессиях Восточного экономического форума. Одна из задач – в полтора раза увеличить объем перевозок по международным транспортным коридорам. Реально ли совершить такой скачок – разбираемся с экспертами.

Открывая сессию «Логистическая связанность России. Влияние состояния транспортных коридоров на экономическое развитие» первый замминистра транспорта Валентин Иванов остановился на теме формирования устойчивого к внешним вызовам транспортно-логистического каркаса России. Он напомнил о том, что работа по развитию международных транспортных коридоров началась два года назад с учетом перестройки логистики и грузопотоков. Сейчас это уже закреплено Указом Президента России № 309. Ключевая национальная цель развития – это увеличение в 1,5 раза к 2030 г. объемов перевозок по МТК.

«Ключевой нацпроект, который будет реализовать эту задачу – нацпроект «Транспорт». В нем нашло отражение развитие опорной сети всех ключевых видов транспорта – железные дороги, морские порты, внутренние водные пути. Также это и развитие приграничной инфраструктуры в виде пунктов пропуска. Второй нацпроект, где у нас погружена еще и автомобильная составляющая, это нацпроект «Инфраструктура для жизни», – сказал первый замминистра. При этом подчеркнул, что с учетом существующей направленности логистики на восток и юг будут решаться задачи, поставленные президентом Владимиром Путиным.

Председатель Комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов отметил важность обеспечения роста объемов перевозки грузов железнодорожным транспортом. Он также затронул проблемы переноса сроков строительства ряда транспортных коридоров, неосвоения инвестиций в установленные сроки. «Сегодня на глазах меняется не только наша логистика, но и трансформируется логистика Евразии. Кроме Восточного полигона и Северного морского пути, важными для нас проектами являются МТК «Север-Юг», коридор для выхода к Персидскому заливу, странам Азии и Африки. Тогда нагрузка на мощности Восточного полигона и плечо сухопутной логистики будут сокращены», — отметил парламентарий.

Он сообщил, что сенаторы активно работают над совершенствованием законодательства в сфере транспорта. В частности, эти вопросы рассматриваются Советом по развитию транспортного комплекса в субъектах РФ при Совете Федерации. «В части пунктов пропуска через государственную границу — работаем над ростом пропускной способности на востребованных направлениях, чтобы они не были «узким горлышком» международных транспортных коридоров. Это касается Приморского, Хабаровского, Забайкальского краев, Республики Бурятия», — рассказал А. Кутепов.

Сенатор подчеркнул, что транзитный потенциал страны до сих пор не реализован, тогда как связывание территорий ведет к росту экономики. Сможет ли Россия в полтора раза увеличить объем перевозок по МТК и что для этого нужно – комментариях.

Комментарии

Дмитрий Игнатенко, руководитель направления по работе со средним корпоративным бизнесом ГК «Альфа-Лизинг»

Россия поставила амбициозную цель увеличить объем перевозок по международным транспортным коридорам в 1,5 раза к 2030 г. Учитывая активную работу над национальным проектом «Транспорт», такой рост не только возможен, но и ожидаем.

Существует ряд драйверов, на которые можно опираться при прогнозировании роста. Во-первых, ожидается повышение динамики производительности труда в транспортной отрасли. Во-вторых, планируется значительный рост инвестиций, включая привлечение заемных средств, которое к 2030 г. должно достичь 4% от общего объема финансирования.

Для увеличения объема перевозок необходима комплексная цифровизация всех сфер жизни общества и бизнеса. Особое внимание уделяется развитию таких сервисов, как транспортная телематика, позволяющая осуществлять мониторинг подвижных объектов даже вне зон покрытия сотовой связи. Важным шагом станет внедрение системы «Гослог», которая поможет уйти от «серых» схем и наладить прозрачную работу в сфере логистики.

Инфраструктурное развитие играет ключевую роль. Особое значение имеет развитие Арктической зоны России, в том числе с использованием Северного широтного хода. Не менее важно совершенствование магистральной инфраструктуры транспортных коридоров в направлениях Север-Юг и Европа-Азия.

Однако существуют факторы, тормозящие развитие перевозок по международным транспортным коридорам. Ключевой проблемой остается недостаточная цифровизация процессов и сложности с документооборотом. Например, в китайских портах обработка документов занимает около двух часов, в то время как в России этот процесс может растянуться на несколько дней.

Другим сдерживающим фактором является низкий уровень контейнеризации грузов. В США, например, 45% грузов перевозится в контейнерах, тогда как в России этот показатель составляет лишь 5,5%. Для решения этой проблемы необходимо развитие собственных перерабатывающих мощностей.

Достижение поставленной цели требует комплексного подхода, объединяющего поддержку машиностроения (в том числе железнодорожного и судостроения), пассажирских и грузовых перевозок, дорожного строительства и ремонта. Важно также уделить внимание развитию инфраструктуры для строительства и модернизации магистралей.

Сильное влияние на темпы развития международных транспортных коридоров оказывает международная экономическая и политическая обстановка. В связи с этим стоит рассмотреть возможность возобновления программы приоритетного импорта для стимулирования объемов торговли на МТК, а также внедрения других программ субсидирования отраслей.

Таким образом, несмотря на существующие вызовы, активный рост перевозок по международным транспортным коридорам вполне возможен. Реализация намеченных планов и преодоление существующих препятствий позволит России укрепить свои позиции в глобальной транспортной системе и обеспечить устойчивое экономическое развитие.

Дмитрий Морковкин, ведущий научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ

По нашему мнению, развитие международных транспортных коридоров будет способствовать росту эффективности выхода российских компаний на внешние рынки, повышению объемов транзитных грузов, выстраиванию долгосрочных партнерских отношений с дружественными странами, что имеет особое значение для отечественной экономики в условиях геополитической нестабильности.

Так, например, в современных условиях МТК «Север-Юг» обладает огромными преимуществами в части укрепления экономических связей России со странами Индийского океана, Персидского залива, Кавказа, Южной Азии. В частности, перспектива полноценного функционирования МТК «Север-Юг» позволит увеличить объёмы взаимной торговли стран-контрагентов, создать новые рабочие места, повысить уровень национального благосостояния, осуществить строительство специальных экономических зон и индустриальных парков вдоль транзитного пути, уменьшить загрязнение окружающей среды в связи с частичным переходом грузопотоков с морского транспорта на железнодорожный. Реализация инфраструктурных проектов в рамках МТК будет стимулировать развитие регионов стран-партнеров вдоль транспортных коридоров, что обеспечит повышение занятости.

Одновременно развитие МТК позволит скоординировать действия стран-партнеров в связанных секторах, в том числе при сбыте товарной продукции, в сферах электроэнергетики и связи, а также упрощения процедур таможенной обработки, унификации транспортной обработки грузов, их страхования при облегчении визовых режимов для взаимного командирования экспертов в целях укрепления сотрудничества между всеми участниками.

Современное портовое хозяйство по направлению транспортно-логистического коридора требует весьма значительной модернизации инфраструктуры. При этом, по нашему мнению, важно развитие не только транспортного железного каркаса, но и нематериальной инфраструктуры МТК.

Стоит отметить, что в современных условиях цифровизация международных мультимодальных перевозок ускорит функционирование МТК «Север-ЮГ». В частности, это позволит снизить административные барьеры, упростить процедуры пересечения границы. доцент кафедры экономической теории,

Ольга Дмитриева доцент кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве РФ

Возникает острая необходимость консолидации усилий для создания устойчивых транспортных связей посредством реализации следующих мер. Прежде всего, это формирование функциональной инфраструктуры, механизмов регионального и межрегионального взаимодействия, реализация совместных проектов в приоритетных сферах партнерства.

Необходимо повысить эффективность работы портов, разработать и внедрить благоприятные схемы транзитных перевозок, улучшить физическую транспортную инфраструктуру и повысить ее эффективность, поддерживать создание «сухих портов» и улучшать интермодальные объекты инфраструктуры, разработать и внедрить эффективные режимы таможенного транзита, в частности электронную безбумажную систему таможенного транзита, гармонизировать и облегчить операции по пересечению границ, создать эффективные механизмы управления коридорами, расширить возможности инвестиций и финансирования.