Россия — Монголия. Чем мы важны друг другу по части экономики

| статьи | печать
Россия — Монголия. Чем мы важны друг другу по части экономики

В отличие от торгово-экономического партнерства с Китаем, такое взаимодействие с Монголией у нас освещается слабо. Что же, состоявшийся 2—3 сентября официальный визит президента России в Монголию — хороший повод уделить больше внимания внешнеэкономическим связям наших двух стран. И спросить у экспертов, как они оценивают это взаимодействие и его перспективы.

Немало конкретизировали по части экономического партнерства сами президенты — Владимир Путин и глава Монголии Ухнагийн Хурэлсух. Так, наш президент в заявлении для СМИ отметил, что в ходе визита большое внимание было уделено наращиванию взаимовыгодных торгово-инвестиционных связей.

«Россия является одним из главных внешнеэкономических партнеров Монголии, и за первые семь месяцев текущего года товарооборот прибавил свыше 21%. Причем коммерческие расчеты между двумя нашими странами уже практически полностью осуществляются в альтернативных доллару и евро валютах», — подчеркнул В. Путин.

Российский лидер считает, что дальнейшему росту взаимных экспортно-импортных операций способствовало бы налаживание тесных контактов между Монголией и Евразийским экономическим союзом. Россия поддержала идею заключения торгового соглашения Монголии с ЕврАзЭС.

Глава нашей страны отметил, что флагман российско-монгольского экономического взаимодействия — Межгосударственное акционерное общество «Улан-Баторская железная дорога» — уже 75 лет вносит заметный вклад в экономику Монголии. Полным ходом реализуется долгосрочная программа развития Улан-Баторской дороги, рассчитанная на период до 2030 г. Проводится увеличение уставного капитала, повышается пропускная способность и идет модернизация путей. Все эти меры позволяют увеличивать объемы грузоперевозок как двусторонних, так и транзитных между Россией и Китаем.

Также президент России сообщил, что наша страна давно и надежно обеспечивает экономику Монголии востребованными энергоресурсами. Например, в 2023 г. более 90% бензина и дизеля поступило на монгольский рынок из России.

«И мы неизменно откликаемся на просьбы монгольских друзей о содействии в удовлетворении растущих потребностей в топливе и горюче-смазочных материалах, в том числе на льготных условиях», — отметил В. Путин.

Есть, по его словам, хорошие перспективы для сотрудничества в газовой сфере. Завершена разработка проектной документации газопровода «Союз Восток» протяженностью около 1 тыс. км, который соединит Россию, Монголию и Китай. Сейчас проводится государственная экспертиза проекта, оценка его воздействия на окружающую среду.

«Речь идет не просто о транзите российского газа через Монголию. Рассматривается возможность поставок этого топлива и для монгольских потребителей. „Газпром“ готов оказать необходимую поддержку в практических вопросах газификации страны», — подчеркнул президент.

При этом он указал, что партнерство в энергетике не ограничивается экспортом углеводородов. Российская компания «Интер РАО» рассчитывает подключиться к модернизации и реконструкции улан-баторской ТЭЦ-3, помочь в установке нового оборудования и трехкратно увеличить генерирующие мощности станции. Это позволит повысить надежность снабжения жителей столицы Монголии светом и теплом. Россия, по словам В. Путина, будет и далее поставлять монгольским потребителям электроэнергию.

«Мы также открыты для реализации совместных проектов в сфере мирного атома на базе самых современных и безопасных российских технологий, в том числе с использованием маломодульных реакторов», — сообщил президент России.


К сведению

Документы, подписанные по итогам переговоров Президентов России и Монголии

1. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о разработке базового проекта реконструкции тепловой электростанции ТЭЦ-3 в городе Улан-Баторе на территории Монголии.

2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о сотрудничестве в области поставок нефтепродуктов.

3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии об обеспечении Монголии авиационным топливом.

4. Соглашение между Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Российская Федерация) и Министерством здравоохранения Монголии о сотрудничестве по обеспечению эпидемиологического благополучия по чуме.

5. Меморандум о взаимопонимании между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерством окружающей среды и изменения климата Монголии о сотрудничестве в области сохранения озера Байкал и реки Селенга.

Комментарий эксперта

В экономическом плане Монголия является стратегически важным партнером России. Наша страна в течение длительного времени занимает второе место во внешней торговле Монголии после Китая. Товарооборот между Россией и Монголией за январь — август 2024 г. превысил 1,6 млрд долл. Ожидается, что к концу года с учетом достигнутых в рамках визита Президента Российской Федерации в Монголию товарооборот достигнет исторического максимума в 4 млрд долл.

Сегодня Россия готова наращивать поставки в Монголию энергоносителей, металлов, древесины, оборудования, химической продукции и продовольственных товаров. Для России наряду с традиционным монгольским экспортом изделий из кожи, кашемира, ковров особое значение имеют поставки домашнего скота, мяса и мясопродуктов, которые до настоящего времени не были должным образом организованны из-за слабого административного регулирования ветеринарных норм. В решении данной проблемы и развитии товарооборота в целом особую роль сыграет соглашение о свободной торговле, планируемое к подписанию к концу 2024 г.

При этом наиболее важной ролью Монголии в развитии российской экономики является создание экономического коридора Россия — Монголия — Китай, позволяющего многократно увеличить товарооборот трех стран и обеспечить их экономическую, энергетическую, технологическую и продовольственную безопасность.

Комментарий эксперта

Россия и Монголия — давние партнеры. Исторически у Москвы очень хорошие отношения с официальным Улан-Батором. В том числе и экономические. На это не влияют ни санкции, ни упреки и угрозы западных стран в отношении монгольских властей. Во время своей поездки Владимир Путин рассказал, что российско-монгольский товарооборот не только не снизился, но и увеличился до 21%. Это очень показательный момент. И что самое главное, обе страны перестали использовать во взаимных расчетах доллары или евро.

Наша страна является для Монголии надежным поставщиком энергоресурсов. До 90% топлива монгольские партнеры получают из нашей страны. Плюс — Россия будет поставлять южному соседу электроэнергию, модернизировать ТЭЦ и железную дорогу. И много еще чего сделает хорошего. Согласитесь, что для официального Улан-Батора такие отношения очень выгодны.

В ответ — Монголия может быть отличным транзитером российского газа или других полезных ископаемых в Китай. Что, опять же, поможет газифицировать и обновить населенные пункты самого монгольского государства. Их уровень жизни и благоустройства существенно увеличится. Кроме того, в самой Монголии очень много полезных ископаемых, причем иногда очень редких, которые раньше уходили в США или Канаду. При нынешней геополитической ситуации рынки сбыта могут переформироваться на Россию. Монгольская медь, например, может прекрасно продаваться и в РФ. А учитывая успехи монголов в сельском хозяйстве, никогда не удивит, если в российских магазинах появится продукция местного животноводства, которое славится на весь мир.

Комментарий эксперта

Монголия для Российской Федерации является важным геоэкономическим партнером. Так, Россия в течение длительного времени занимает 2-е место во внешней торговле Монголии после Китая. В 2023 г. объем российско-монгольской торговли составил 2,2 млрд долл. США. За январь — июль 2024 г. товарооборот уже превысил 1,4 млрд долл. При этом российский экспорт вырос на 22,1% до 1,43 млрд долл., а импорт — сократился на 20,4% до 21,3 млн долл.

Основными перспективными направлениями, по которым следует ожидать закрепления и развития позитивных тенденций в двустороннем российско-монгольском сотрудничестве являются торгово-экономическая, продовольственная (преимущественно — экспортные поставки продуктов питания и сельхозтехники), энергетическая, военно-техническая, научно-исследовательская и туристическая сферы. Кроме того, территория Монголии совместно с КНР и Россией является важным звеном в развитии международных транспортных коридоров, усиливая опорную территорию Экономического пояса Шелкового пути.

Комментарий эксперта

Дело в том, что 22 сентября 2023 г. в городе Урумчи Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР состоялась церемония запуска опытной эксплуатации международных автомобильных перевозок по четвертой линии Азиатской сети автомобильных дорог (AH4) между Китаем, Монголией и Россией. Четвертая линия призвана содействовать развитию инициативы «Пояс и путь» (ОПОП), национальным целям развития России, стратегии развития Евразийского экономического союза, а также стратегии Монголии «Степной союз».

Эта дорога будет способствовать дальнейшему упорядоченному потоку товаров, эффективному распределению ресурсов и глубокой рыночной интеграции в регионе, а также позволит Коридору международного экономического сотрудничества «Китай-Монголия-Россия» выполнять своего рода пионерную роль в реализации инициативы ОПОП, упрощая доступ к дорогам и собственно международные транспортные перевозки. Для российской стороны АН4 открывает новые пути выхода товаров из азиатских стран на российский рынок, а также внесет новый вклад в развитие евразийских автомобильных перевозок. Российский регион вдоль АН4 имеет выгодное географическое положение и удобную транспортную развязку. Запуск автодороги являет собой первый шаг в направлении формирования межгосударственной комплексной транспортной системы, создания благоприятных условий для международных автомобильных перевозок.

В этих условиях альянс России, КНР, Монголии, в том числе в рамках реализации инициативы ОПОП, а также с другими крупными странами Азии и глобального Юга имеет высокие шансы на успех в построении нового многополярного справедливого миропорядка.