В целях популяризации. Изменены критерии климатических проектов

| статьи | печать

Минэкономразвития России продолжает привлекать внимание бизнеса к экологической повестке. Ведомство скорректировало критерии и порядок отнесения проектов к климатическим, а также форму отчета о реализации таких проектов. Изменения направлены на совершенствование механизмов функционирования российского добровольного углеродного рынка, формируемого по инициативе частных организаций, пояснили в министерстве.

Климатический проект — это комплекс мероприятий, обеспечивающих сокращение выбросов или увеличение поглощения парниковых газов. К таким проектам относятся природные и технологические решения, при реализации которых выпускаются углеродные единицы, используемые в том числе для компенсации углеродного следа предприятия.

По словам первого заместителя министра экономического развития Ильи Торосова, климатические проекты — один из ключевых элементов Стратегии низкоуглеродного развития и всей системы управления выбросами парниковых газов в экономике страны. Реализация таких проектов способствует декарбонизации экономики. В России сформировано климатическое регулирование, создана инфраструктура для реализации климатических проектов и выпуска углеродных единиц. С учетом накапливаемого опыта Минэкономразвития совершенствует механизмы добровольного углеродного регулирования, а также разрабатывает механизмы поддержки и меры для стимулирования бизнеса к участию в климатической повестке.

Уже реализованы возможности открывать счета и осуществлять операции в реестре углеродных единиц иностранными юридическими лицами, возможность погашать углеродными единицами углеродный след третьих лиц. Услуги оператора реестра освобождены от НДС. «Уточнение критериев климатических проектов и порядка отнесения проектов к климатическим наряду с уже принятыми мерами будет способствовать развитию добровольного углеродного рынка и повышению привлекательности российских углеродных единиц», — подчеркнул первый замминистра.

Работа по уточнению критериев климатических проектов велась министерством совместно с представителями бизнес-сообщества, органов по валидации и верификации. На что направлены изменения и что нужно для стимулирования участия бизнеса в климатической повестке — на эти вопросы отвечают эксперты.

Комментарий эксперта

В условиях санкционной политики Запада в отношении России предлагается сделать акцент на развитии инвестиционного сотрудничества посредством сооружения в динамично развивающихся странах комплектных ОКС производственного назначения на основе соблюдения принципов ESG стран — импортеров этих объектов. По нашему мнению, можно констатировать, что:

  • расходы компаний на экологические вопросы в регионе присутствия в долгосрочной перспективно положительно сказываются на будущих инвестициях в компанию;

  • экологически ответственная компания привлекает целевую аудиторию, инвесторов;

  • экологические проекты, реализованные компанией, получают одобрение со стороны регулятора — государства, в котором находится компания;

  • благодаря ответственному экологическому поведению у компании формируются положительный имидж и репутация;

  • соблюдение ESG-принципов позволяет компаниям, российским в том числе, выходить на мировые рынки, так как соблюдение ESG-принципов является на сегодняшний день одним из основных требований к деятельности компаний;

  • нефинансовая экологическая отчетность, которая на данный момент необязательна в России, носит добровольный характер и свидетельствует о зрелости компании и ее осознанном подходе к вопросам экологии.

Комментарий эксперта

Климатические проекты — важнейшая часть общей политики по декарбонизации глобальной экономики. В России климатические проекты — довольно новое явление (существует с 2022 г.), которое активно используется в рамках стратегий устойчивого развития отечественных компаний. Сегодня в реестре углеродных единиц зарегистрированы 36 климатических проектов, что достаточно хороший результат для столь молодого явления. Суммарный объем углеродных единиц, выпущенных и планируемых к выпуску по результатам реализации этих проектов, будет эквивалентен 81 млн т CO2. Это лишь около 4% от удельных выбросов парниковых газов в год, осуществляемых РФ.

Именно с целью популяризации реализации климатических проектов во всех отраслях отечественной экономики Министерство экономического развития проводит постоянную работу по улучшению законодательства в области регулирования климатических проектов.

Так, на данном этапе уже предусмотрены опции по открытию счета в реестре углеродных единиц иностранными юридическими лицами и по погашению этими единицами углеродного следа третьих лиц. Еще ранее услуги оператора реестра были освобождены от НДС.

Кроме этого, согласно последним изменениям, Министерство экономического развития России уточнило критерии и порядок отнесения проектов к климатическим, а также форму отчета о реализации таких проектов.

В приказе Минэкономразвития России есть несколько важных изменений. Во-первых, расширен основополагающий для климатических проектов принцип дополнительности. Во-вторых, определены обязательные элементы плана мониторинга на протяжении всего проекта. В-третьих, теперь можно признать проекты, которые могут увеличить выбросы парниковых газов или уменьшить их поглощение за пределами проекта, в качестве климатических, если они будут контролироваться и корректироваться. Также уточнены ключевые понятия, такие как зачетный период, утечки и границы проекта, а также основные даты начала и окончания проекта.

Кроме того, в соответствии со ст. 6.4 Парижского соглашения установлены требования к продолжительности зачетных периодов при реализации климатических проектов. Также есть ограничения в отношении дат начала проектной деятельности и начала зачетного периода.

Нет сомнений, что это далеко не последние изменения, которые примет правительство с целью улучшения работы российского добровольного углеродного рынка.

Комментарий эксперта

В условиях действия санкционной политики западных стран России необходимо активизировать российский несырьевой «зеленый» экспорт по линии деловых кругов ЕАЭС и стран-партнеров. Для этого следует рассмотреть возможность создания в перспективе зеленой Таксомании ЕАЭС. Кроме того, в рамках интеграционного объединения целесообразно изучить вопрос разработки единого нормативно-правового акта в области поддержки проектов ESG в развивающихся зарубежных странах. Другими словами, в рамках ЕАЭС важно сформировать единые правила предоставления субсидий для экспортных проектов ESG. Внедрение единых подходов в рамках ЕАЭС к экологическим и социальным проблемам в соответствии с рекомендациями ДОЭК ОЭСР будет способствовать увеличению экспорта продукции российских обрабатывающих отраслей.

Комментарий эксперта

Обновление Минэком оценочных критериев климатических проектов в какой-то мере свидетельствует о медленном осознании того, что ESG-повестка прежде всего должна быть направлена на устойчивое развитие национальной экономики, во взаимосвязи с реальными возможностями внутреннего рынка, а не на выполнение навязанных извне требований в интересах развитых стран. Вместе с этим приходит понимание, что климатическая повестка не может быть универсальной не только для всех стран, но и для регионов, если речь идет о такой огромной территории, как та, которую занимает наша страна. Однако отрицать негативные климатические изменения также абсурдно, и государство должно выстраивать разумную систему стимулов и бюджетных импульсов для компаний, операционная деятельность которых гармонизирована, в том числе посредством расширения номенклатуры услуг реестра углеродных единиц.