Но это не изменило планы отечественных компаний по расширению сотрудничества с иностранными контрагентами, констатируют специалисты Банка России. Они указывают, что перспективы расширения экспортных возможностей в конце 2024 г. и в 2025 г. будут зависеть в том числе от решения проблем с трансграничными расчетами.
В сентябрьском докладе о региональной экономике эксперты регулятора констатируют, что в 1-м полугодии 2024 г. объем российского экспорта в стоимостном выражении практически не изменился (–0,4% г/г). Негативное влияние на динамику экспорта оказывали усиление санкционного давления, неблагоприятная конъюнктура на рынках некоторых экспортируемых товаров, усложнение ситуации с логистикой и международными расчетами. По данным мониторинга предприятий Банка России, четверть опрошенных компаний-экспортеров в июле 2024 г. сталкивались с трудностями при расчетах с иностранными контрагентами. В качестве основных проблем с платежами в валютах дружественных стран респонденты отмечали блокировку или возврат платежей, а также долгие сроки их зачисления. При этом около половины опрошенных предприятий, осуществляющих расчеты с иностранными контрагентами, сообщали об ухудшении ситуации с платежами в II квартале по сравнению с I кварталом 2024 г. В наибольшей степени это отмечали предприятия химической промышленности, а также производители машин и оборудования.
По товарам
Экспорт продовольствия и сельскохозяйственной продукции в январе — июне снизился на 5,3% относительно аналогичного периода прошлого года. Основной причиной аналитики ЦБ называют снижение мировых цен на зерно и масло, а также сокращение закупок отдельными странами из-за введения протекционистских мер. В качестве примера они сообщают, что из-за запрета на ввоз пшеницы со стороны евразийского партнера уменьшился объем экспорта зернотрейдера Ростовской области. Кроме того, ряд растениеводческих предприятий Юга и рыболовецких компаний Дальнего Востока, Северо-Запада указывали, что на поставки продовольствия ограничивающее влияние оказывали экспортные пошлины. Положительный вклад в динамику экспорта продукции АПК вносило увеличение внешнего спроса на ряд товаров. В частности, крупные производители Центральной России, Северо-Запада, Сибири и Юга нарастили поставки свинины и мяса птицы в Азию.
Экспорт металлов и металлических изделий снизился в 1-м полугодии на 5,2% г/г. Динамика определялась главным образом усилением санкционного давления в отрасли. Авторы доклада уточняют, что до конца прошлого года ряд недружественных стран запретил ввоз отдельных видов продукции российской черной металлургии, с II квартала — квадратных заготовок (полуфабрикаты для прокатных станков) и цветных металлов. Из-за действия санкций уральские предприятия в сфере добычи и обработки металлов прекратили поставки в недружественные страны. В то же время экспорт металлургии поддерживался частичной переориентацией торговых потоков на дружественные страны. К примеру, ряд крупных компаний Северо-Запада и Центральной России организовали сбыт металлов в Африку и Азию.
Экспорт химической продукции за шесть месяцев текущего года уменьшился на 3,8% г/г. Понижательное давление оказывало снижение мировых цен удобрений на фоне удешевления сырья для них. Из-за роста спроса на отечественном рынке и действия санкций снижались поставки полимеров за рубеж. Так, крупный производитель упаковки в Ростовской области сообщил об остановке экспорта в Европу и расширении внутренних поставок.
Эксперты ЦБ отмечают, что аналогичная ситуация складывалась в экспорте машин, оборудования, транспортных средств и прочих товаров. Их поставки сократились на 10,7% г/г из-за увеличения внутреннего спроса и действия санкционных ограничений, а также осложнения транзакционных и логистических процессов. К примеру, машиностроительный завод Оренбургской области и производитель оборудования Иркутской области заместили экспортные поставки продажами на российском рынке.
Экспорт древесины и целлюлозно-бумажных изделий сократился на 5,9% г/г. Помимо санкций, на динамику повлияли рост транспортных издержек и проблемы с логистикой, о чем сообщали предприятия Архангельской и Амурской областей. Кроме того, предприятия Дальневосточного макрорегиона отмечали снижение спроса со стороны Азии, в основном за счет сохраняющегося кризиса в секторе недвижимости в одной из крупных стран.
В то же время объем внешних поставок минеральных продуктов, на которые приходится почти 2/3 всего экспорта, в январе — июне вырос на 2,8% г/г. Главным образом авторы анализа связывают это с увеличением цен и физических объемов продаж отдельных топливно-энергетических товаров. В частности, по сравнению с прошлым годом выросла стоимость нефти на мировом рынке. При этом экспорт нефти и нефтепродуктов сдерживался добровольным ограничением поставок в рамках соглашения ОПЕК+, а также действием временного запрета на экспорт бензина. Вместе с тем неблагоприятная ценовая конъюнктура на мировых рынках, недостаточность логистической инфраструктуры и высокая себестоимость поставок через западные порты ограничивали экспорт угля. Угольные предприятия Кузбасса, Якутии и Хакасии отмечали сдерживающее влияние квот на экспорт угля через Восточный полигон. Кроме того, с начала года один из крупных импортеров российского угля установил ввозные пошлины на эту продукцию. В результате погрузка угля на железных дорогах и перевалка в морских портах снизились в годовом выражении.
Адаптация к изменениям
Эксперты ЦБ констатируют, что основным механизмом адаптации предприятий к трансформации экспорта стала переориентация торговли на дружественные страны и перестройка логистических цепочек. В частности, предприятие лесопереработки в Псковской области заместило поставки в Европу продажами на азиатском и ближневосточном рынках. Производитель материалов для выпуска мебели из Новгородской области организовал экспорт в страны СНГ и Азии. Изготовитель оборудования из Ульяновской области оптимизировал расходы на логистику и нарастил экспорт за счет организации транспортировки по одному из участков МТК «Север — Юг». Часть компаний, напротив, перенаправляла продукцию на внутренний рынок. Например, из-за роста спроса на российском рынке, частично переориентировал зарубежные поставки крупный целлюлозно-бумажный комбинат Республики Карелия. Деревообрабатывающее предприятие из Кировской области также увеличило продажи внутри страны на фоне сокращения экспорта. Горнодобывающая компания Сибири после введения в Европе запрета на импорт ряда цветных металлов наладила поставки сплавов отечественным металлургам. В части случаев изменение каналов сбыта сопровождалось подстройкой ассортимента под новые рынки. Так, рыбоперерабатывающий комплекс из Калининградской области изменил технологию производства консервов с учетом климатических условий в новых странах-импортерах.
Аналитики регулятора указывают, что адаптации экспорта также способствовали программы государственной поддержки. Среди таких мер — компенсация издержек по экспортной деятельности, правовая и кредитно-гарантийная поддержка, организация продвижения на внешних рынках.
Перспективы в 2024—2025 гг.
По оценкам предприятий, перспективы экспорта во 2-м полугодии 2024 г. и в 2025 г. будут во многом определяться ситуацией с внешнеэкономическими расчетами и логистикой. Авторы анализа считают, что реализация инвестиционных проектов по расширению транспортной инфраструктуры создаст дополнительные возможности для наращивания экспорта. Они приводят пример: за счет увеличения мощностей портов Дальнего Востока и Юга ожидается восстановление поставок угля и продукции химической промышленности. Завершение второго этапа модернизации Восточного полигона позволит увеличить товарооборот в азиатском направлении. Этому также будет способствовать развитие Северного морского пути. В этом году уже запущены маршруты, соединяющие порты Арктического и Балтийского бассейнов с Азией.
Кроме того, ряд организаций планирует увеличить объемы экспорта за счет расширения действующих и запуска новых производств. Например, крупная компания Волгоградской области планирует нарастить выпуск ориентированной на экспорт химической продукции. На Юге и в Сибири строятся маслоэкстракционные заводы, которые будут экспортировать продукцию.
Позитивные оценки бизнеса в отношении будущей динамики по ряду позиций экспорта связаны и с ожиданиями роста зарубежного спроса. На этом фоне представители ряда отраслей в Центральной России рассчитывают нарастить экспорт. За счет дальнейшего роста потребления мясной продукции в АТР планируют расширить поставки продовольствия организации Псковской и Ростовской областей.
Вместе с тем эксперты Банка России предупреждают, что сдерживающее влияние на экспорт могут оказать усиление санкционного давления и неблагоприятная ценовая конъюнктура на отдельных зарубежных рынках. В обоснование своего мнения они сообщают, что крупная угольная компания Сибири сообщала о вероятном уменьшении экспорта ввиду сохранения низких цен на уголь. На возможность сокращения внешних поставок на фоне санкций указывали также обрабатывающие и торговые предприятия Белгородской области, Республики Хакасия и Алтайского края. Предприятие деревообработки из Удмуртской Республики ожидает полной остановки экспорта в случае усиления санкций и сложностей с проведением платежей.
Структура экспорта России по группам стран, %
Регионы |
Январь — июнь 2023 |
Январь — июнь 2024 |
Азия |
69 |
75 |
Европа |
23 |
15 |
Африка |
5 |
6 |
Америка |
3 |
4 |
Источник: Банк России