В 2024 г. существенно усилилось государственное регулирование по противодействию нелегальной занятости на территории РФ
-
С начала 2025 г. Роструд будет вести общедоступный Реестр работодателей, у которых выявлены факты нелегальной занятости (ч. 6 ст. 67 Федерального закона от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в РФ»).
-
В декабре 2024 г. вводится новый орган — Межведомственные комиссии субъектов РФ по противодействию нелегальной занятости (ч. 1, 2 ст. 67 Федерального закона от 12.12.2023 № 565-ФЗ).
-
Высшим органам исполнительной власти регионов поручено в срок до 12 августа 2024 создать межведомственные комиссии по противодействию нелегальной занятости (постановление Правительства РФ от 03.05.2024 № 571).
-
Утверждены сведения, составляющие налоговую тайну, которые ФНС с 1 марта 2024 г. передает в межведомственные комиссии (приказ Минтруда от 02.02.2024 № 40н).
-
С июня по август 2024 г. утверждены постановления правительства различных субъектов РФ по созданию и регулированию деятельности межведомственных комиссий, утверждается состав комиссий.
Межведомственная комиссия по противодействию нелегальной занятости (далее — Комиссия) — это коллегиальный орган, который в случае выявления нарушений будет направлять информацию в ФНС и ГИТ для принятия необходимых мер.
В состав Комиссии входят представители региональных властей, МВД, Роструда, ПФР и ФСС, ФНС, объединения профсоюзов и работодателей.
Так, например, председателем Комиссии по Московской области назначен министр социального развития Московской области, а членами комиссии являются заместитель руководителя УФНС по Московской области, главный государственный инспектор труда ГИТ в Московской области, первый заместитель министра экономики и финансов Министерства экономики и финансов Московской области и другие.
Как работает комиссия?
В комиссию может обратиться любое лицо с письменным обращением или по телефону горячей линии комиссии с информацией о фактах или признаках нелегальной занятости у работодателя.
Комиссия проводит анализ таких жалоб, а также аналогичных обращений, поступивших в исполнительные органы и органы местного самоуправления. При выявлении признаков нелегальной занятости, направляет в органы регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля соответствующую информацию для проведения контрольных и профилактических мероприятий в целях противодействия нелегальной занятости.
Работа комиссии осуществляется в форме заседаний, которые могут быть проведены в очном формате или в формате видео-конференц-связи.
Какие сведения получает комиссия?
Приказом Минтруда от 02.02.2024 № 40н утверждены сведения, составляющие налоговую тайну, которые ФНС с 1 марта 2024 г. передает в Комиссии и органы Роструда:
-
о работодателях, которые уменьшают выплаты не менее чем 10 сотрудникам на величину базы по ГПД в размере ниже МРОТ, при этом такие сотрудники составляют более 10% от общего числа штата;
-
нелегальной занятости, на основании решения, принятого по результатам налоговой проверки;
-
налогоплательщиках, которые работают с самозанятыми больше трех месяцев, при этом их среднемесячный доход — более 20 тыс. руб.;
-
работодателях с отклонением среднемесячной зарплаты более 35 процентов;
-
организациях и ИП, которые применяют ККТ.
Также утвержденными в регионах Положениями о межведомственных комиссиях определен дополнительный перечень информации, которые может запрашивать Комиссия.
Например, в Положении о Межведомственной комиссии по противодействию нелегальной занятости на территории Московской области Комиссия имеет право запрашивать сведения:
-
об использовании объектов недвижимого имущества на территории муниципального образования в целях осуществления предпринимательской деятельности при отсутствии регистрации в качестве ЮЛ или ИП;
-
об осуществлении хозяйствующими субъектами видов деятельности, подлежащих лицензированию;
-
о наличии информации о хозяйствующих субъектах, получивших из бюджета государственную поддержку для реализации мероприятий (работ, услуг);
-
о наличии информации о хозяйствующих субъектах, у которых объемы предоставляемых услуг (человеко-часы, нормы обслуживания) по заключенным государственным (муниципальным) контрактам не соответствуют численности работников, указанной в отчетности.
Что делать работодателям, если у компании есть признаки нелегальной занятости?
Ситуация № 1.
Наличие более 10 заключенных договоров ГПХ с самозанятыми, среднемесячный доход которых превышает 20 тыс. руб. и средняя продолжительность работы которых в компании составляет более трех месяцев за год.
Не все организации, которые работают с самозанятыми и ИП, являются приверженцами нелегальной занятости.
В современных реалиях все больше специалистов предпочитают работать «на себя», заключая с различными организациями договоры подряда, оказания услуг, авторского заказа, договор транспортной экспедиции, агентские договоры и другие договоры гражданско-правового характера.
Чтобы избежать переквалификации отношений в трудовые, советуем компаниям придерживаться следующих рекомендаций при работе с самозанятыми:
-
заключение договора ГПХ не должно иметь массовый характер;
-
конкретизируйте предмет договора, подготовьте техническое задание, в котором будут описаны существенные характеристики задания и предполагаемого результата;
-
установите конкретные сроки оказания услуги, отдельных этапов, порядок сдачи-приемки оказания услуг;
-
избегайте ежемесячной (или два раза в месяц) фиксированной оплаты без привязки к результату услуг или конкретному этапу;
-
получите от исполнителя письмо, коммерческое предложение, в котором он указывает, что компания является не единственным Заказчиком;
-
не устанавливайте график работы, не ведите учет рабочего времени, не знакомьте с ЛНА общества, избегайте в договоре ссылок на них;
-
не закрепляйте обязанность оказывать услуги на территории заказчика (в случае если характер услуг не предполагает обратное);
-
не предоставляйте материалы/оборудование (например, оргтехнику);
-
предусмотрите ответственность за нарушения сроков оказания услуг (пени, штрафы, неустойка, убытки);
- в тексте договора пропишите возможность привлечения соисполнителя. При этом ответственность за качество и сроки оказания услуги возложить на исполнителя.
Ответственность
В случае выявления контролирующими органами, например ФНС или ГИТ, фиктивности отношений между самозанятым и организацией, нарушителям грозит:
-
Административная ответственность (ч. 4, 5 ст. 5.27 КоАП РФ) (см. табл. 1).
-
Налоговая ответственность (ч.1, 3 ст. 122 НК РФ):
-
сумма неуплаченных налогов и страховых взносов, пени, а также штраф за неуплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в размере:
-
20% от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
-
40% от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов) при наличии умысла.
-
Уголовная отвтетственность (ст. 199, 199.4 УК РФ):
-
при крупном и особо крупном размере недоимки по налогам и страховым взносам должностных лиц организации могут привлечь к уголовной ответственности.
Ситуация № 2.
Выплата заработной платы в размере ниже МРОТ более чем 10 работникам, если доля таких работников составляет не менее 10% от общего числа сотрудников (доплаты и выплаты в пользу работников по договорам ГПХ в расчет не берутся).
Чтобы избежать риска привлечения вызова на комиссию и привлечения работодателя к ответственности, необходимо удостовериться, что заработная плата работников не менее утвержденного в регионе МРОТ.
При этом при определении минимальной заработной платы следует учитывать, что в режиме неполного рабочего времени, при повременной (повременно-премиальной) системе оплаты труда заработная плата начисляется работнику пропорционально отработанному времени, но не ниже МРОТ в пересчете на полную месячную ставку (письмо Минтруда России от 05.06.2018 № 14-0/10/В-4085).
Следовательно, зарплата с учетом фактического количества отработанного работником времени может быть меньше МРОТ. Минимальная выплата определяется как часть МРОТ, пропорциональная отработанному времени.
Также законодательством РФ не установлено, что заработная плата должна быть не менее МРОТ после налогообложения. Таким образом, МРОТ — это нижняя граница размера зарплаты до удержания из нее налога на доходы физических лиц. Аналогичная позиция опубликована на официальном сайте Роструда.
Ответственность
-
Административная ответственность (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ) (см. табл. 2).
-
Уголовная ответственность.
В случае если контролирующими органами будет установлено, что выплата зарплаты ниже МРОТ была произведена из корыстной или иной личной заинтересованности, работодателю грозит штраф до 120 000 руб. Если частичная выплата зарплаты повлекла тяжкие последствия, то размер штрафа может составить от 200 000 до 500 000 руб. (ч. 1 ст. 145.1 УК РФ).
При этом частичная невыплата зарплаты означает выплату в размере менее половины положенной суммы.
Лицо, впервые совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности, если в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела полностью погасило задолженность, а также уплатило проценты (компенсацию) и в его действиях нет иного состава преступления.
Ситуация № 3.
Отклонение среднемесячной заработной платы, выплачиваемой работникам, от среднеотраслевой заработной платы по региону более чем на 35%.
Проведите анализ рынка заработных плат по должностям, которые могут привлечь внимание Комиссии. Это можно сделать с использованием сайтов по поиску персонала и публикации вакансий или обратиться к уже готовым исследованиям.
Если зарплатная вилка по данной должности расширенная, то сохраните себе скриншоты аналогичных вакансий у других работодателей, зарплата по которым не выше установленной в вашей компании. Так вы сможете подтвердить, что на момент публикации вакансии заработная плата соответствовала рынку труда.
Также у компании могут быть объективные причины для пониженной оплаты труда: работа неполный день/неделю, заниженные требования к соискателю (например, отсутствие опыта работы и т.д.), или в этот период работнику выплачивается заработная плата ниже рынка, но оплачивается обучение работника. Подготовьте заранее обоснования. Указанная информация может помочь работодателю опровергнуть подозрения Комиссии в теневой занятости.
Ответственность
При выявлении фактов серой заработной платы работодателю грозит.
- Налоговая ответственность (ч. 1, 3 ст. 122 НК РФ).
Сумма неуплаченных налогов и страховых взносов, пени, а также штраф за неуплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в размере:
-
20% от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
-
40% от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов) при наличии умысла.
-
Уголовная ответственность (ст. 199, 199.1 УК РФ).
Максимальный размер ответственности — лишение свободы до трех лет. Лицо, впервые совершившее преступление освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в порядке и размере, определяемых в соответствии с НК РФ.
Таблица 1. Административная ответственность (ч. 4, 5 ст. 5.27 КоАП РФ)
Нарушение |
Первичное |
Повторное |
Должностные лица |
10—20 тыс. руб.дисквалификация до 3 лет |
|
Юридические лица |
50—100 тыс. руб. |
до 200 тыс. руб. |
Таблица 2. Административная ответственность (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ)
Нарушение |
Первичное |
Повторное |
Должностные лица |
10—20 тыс. руб. |
20—30 тыс. руб. или дисквалификация от 1 до 3 лет |
Юридические лица |
30—50 тыс. руб. |
50—100 тыс. руб. |