Майнинг и НДС

| статьи | печать

Можно ли принять к вычету НДС при приобретении (ввозе) оборудования для майнинга (добычи криптовалюты)? Ответ на этот вопрос дан в постановлении АС Поволжского округа от 19.07.2024 № Ф06-4300/2024 по делу № А55-18711/2023.

Суть дела

Российская компания, имеющая итальянского учредителя, ввезла в Россию оборудование, предназначенное для майнинга. По договору с итальянской фирмой в результате оказания услуг по генерации мощности с использованием принадлежащего компании оборудования должно осуществляться производство криптовалюты, доходная часть от реализации и использования которой будет принадлежать итальянской фирме.

Компания представила декларацию по НДС, в которой заявила к возмещению НДС, уплаченный на таможне при ввозе оборудования. В ходе камеральной проверки налоговики установили, что расчетная мощность, реализуемая компанией в адрес итальянской фирмы — это иная услуга, а именно майнинг, который фактически осуществляется на ввезенном компанией оборудовании. Местом реализации услуги не является территория РФ. Результатом деятельности компании является потребление ресурсов РФ в виде электроэнергии и выработки цифровой валюты с целью обогащения иностранной организации.

В результате налоговики пришли к выводу о том, что ввезенное оборудование не предназначено для облагаемой НДС деятельности и в возмещении НДС отказали.

Компания с этим не согласилась и обратилась в суд с требованием признать незаконным отказ в возмещении НДС.

Решение судов

Суды трех инстанций поддержали налоговиков. Проанализировав условия договора, они пришли к выводу, что он носит формальный характер. Деятельность компании на территории РФ предназначена для легализации ввезенного оборудования, предназначенного для майнинговых ферм, а компания выступает в качестве представителя иностранных организаций, имею­щих того же учредителя, что и компания. Компания не представила доказательств того, что ввезенное оборудование используется ею в облагаемых НДС операциях.

Согласно разъяснениям Минфина России, данным в письме от 05.12.2022 № 03-03-06/1/118755, в настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует как определение понятия «майнинг», так и правовая база, регламентирующая правоотношения, возникающие при осуществлении указанной деятельности. Проектом федерального закона № 1065710-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», принятым Госдумой в первом чтении 17 февраля 2021 г., предусмотрено в том числе внесение в п. 2 ст. 146 НК РФ изменения, согласно которому осуществление операций, связанных с обращением цифровой валюты, не признается объектом налогообложения НДС. В связи с этим в случае принятия данного законопроекта операции, связанные с обращением цифровой валюты, не будут облагаться НДС.

Суды также указали, что исходя из анализа норм российского законодательства криптовалюты в настоящее время не относятся к числу объектов гражданских прав. Следовательно, операции по добыче (майнингу) криптовалют, налогообложению НДС не подлежат.

Отметим, что аналогичные выводы содержатся в постановлении АС Московского округа от 26.10.2023 № Ф05-25578/2023 по делу № А40-273884/2022. Он указал, что в российском законодательстве нормы, регулирующие правовой статус криптовалют, отсутствуют. Под криптовалютой понимается разновидность цифровой валюты, основанная на применении криптографии для создания и контроля новых единиц валюты и осуществ­ления транзакций. Поскольку криптовалюта не подлежит централизованному регулированию, ее можно отнести к виртуальной валюте либо, с учетом особенностей, выделить в отдельную разновидность цифровой валюты. В результате суд пришел к выводу, что операции майнинга не являются деятельностью, облагаемой НДС, и заявление к вычету НДС по оборудованию, предназначенному для добычи криптовалюты, является неправомерным.