Быстрорастущая культура. Что подталкивает отрасль к развитию

| статьи | печать

Репутация собственных российских проектов в сфере кинематографа и культуры драйвит финансовый рост этих отраслей. О трендах рассказывает Андрей Шаромов, доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.

Термином «быстро растущие компании» в экономической науке обозначают называют сегмент бизнеса, который обеспечивает основной вклад в экономический рост, создание новых рабочих мест, экспорт и развитие инноваций.  По данным Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ и других исследователей этот сегмент, как правило, представлен предприятиями ТЭК, ритейла, ИТ. В 2-м квартале 2024 г. самой быстро растущей отраслью российском экономики стал кинематограф и культура – таковы результаты исследований платформы Calltouch, hh.ru и «Точка» банка. Обороты компаний в сфере культуры выросли на 13,8%, а интегральный индекс здоровья российского кинематографа достиг 56 баллов, что на 12 баллов больше, чем в прошлом году.

«Планов наших люблю громадье»

Как выпускник ВГИКа я счастлив видеть эти «большие данные»: 207 российских фильмов вышло в прокат в 2023 году, запущено в производство в 2024 году - 251, в том числе 74 анимационных. Растут и доходы индустрии: общая выручка российских кинотеатров в 2023 году составила 37,872 млрд рублей, это на 64,3% выше, чем в 2022.

У данных цифр счастья и радости – несколько фундаментальных причин.

Во-первых, растут все виды и форматы аудиовизуального контента. Так устроен человек – подвижное изображение и звук создают эффект погружения в реальность. И если реальность за окном нам не подвластна, то пространство кино создается людьми, киногруппой, и здесь нас реально ждет магия и позитивные эмоции. Зритель распахнул свое сердце не только для «большого кино» - растет потребление коротких видео на всех платформах. Среднесуточные просмотры VK Клипов в первом полугодии 2024 выросли на 81% до ошеломительных 1,7 млрд. Видеоплатформы вообще рвут все рекорды, неостановимо стремление человечества обрести мечту хотя бы в иллюзорной реальности кино и видео. От зарубежных TikTok до наших Дзена, VK и РУТЬЮБ – все видео сервисы устремились в небеса по динамике прироста аудитории и соответствующей финансовой отдаче.

Во-вторых, ответом на уход зарубежных мейджоров кино стал рост инвестиций государства в отечественного производителя. По всем каналам госфинансирования: Минкульт, Фонд кино, Союзмультфильм, Институт развития интернета, Военкино – вложения в российское кино увеличены в 2024 г. Суммарно на поддержку кинематографии выделено в этом году 16,19 млрд руб., что на 13% больше относительно 2023 г. И тут нельзя не сказать о не столь масштабном, но важном финансирование от бизнеса, особенно на региональном уровне. Яркий феномен якутского кино вряд ли был бы возможен без инвестиций со стороны местных предпринимателей. И таких точек роста, примеров инвестирования региональным бизнесом в свои локальные объекты культуры, в креативные индустрии на местах – множество. Чего стоит только Парк Галицкого в Краснодаре, который уже стал самостоятельным туристическим брендом всего ЮФО. Сегодня предприниматели «поднимают» целые города – малые города России обретают новое дыхание, когда предприниматели начинают инвестировать не в яхты в маринах Лазурного берега, а в креативные сообщества людей и объекты исторического наследия российской провинции. Лишь несколько примеров: Рыбинск и проект «Рыбинские вывески», «Экспедиция в Торжок», восстановление бизнесменами памятников в Павловске и Пушкине в Ленобласти, создание парка «Я люблю Тургояк» на берегу озера в Миассе Челябинской области, «Родовые башни» в Северной Осетии, проекты известного предпринимателя Вадима Дымова в Суздале – все это лишь малая часть мощного тренда россиян на «возвращение к себе».

«Российское – значит отличное»: репутация драйвит спрос

В-третьих, после десятилетий вялотекущей интеграции в глобальный мир, плоды которой радовали лишь небольшую группу элиты, основная масса россиян обретает эмоциональную опору во всем том хорошем, что есть внутри страны. Репутация всей палитры объектов нашей культуры выросла и становится драйвером быстрого экономического роста креативной индустрии. В частности, растет внутренний туризм - 2023 год стал рекордным, объем поездок внутри страны составил более 75 млн человек. Да, и этот сектор тоже опирается на масштабные госинвестиции и на значимые вложения частного бизнеса, который раньше не имел такого интереса к объектам туризма внутри страны. Туризм все больше становится всесезонным и событийным, точки притяжения которого формируются вокруг получивших второе дыхание и новые технологии менеджмента музеев, кафе и ресторанов, фестивалей кино, музыки, объектов спортивной и развлекательной инфраструктуры. «Российское – значит отличное»: везде, где потребитель может найти подтверждение этому в виде качественного сервиса и контента – он голосует за это рублем.

«Знания – сила»

Не последняя по значимости предпосылка быстрого роста креативных индустрий – инвестиции в образование. Наконец-то Россия сосредоточилась и поняла, что обмен нефти на продукцию высоких технологий от зарубежных производителей не даст развития собственной экономике. В науку и образование сегодня вкладываются ощутимые инвестиции, как со стороны государства, так и от бизнеса. Когда я учился во ВГИКе в 2000-х годах мы ходили в задние, построенное при Сталине и учились на оборудовании 70-х годов. В 2014 году ВГИК «прирос» еще одним прекрасным зданием, множество других вузов за последнее время получили новые современные кампусы и инфраструктуру для творчества. Репутация нашего образования восстанавливается – победы российских школьников на ведущих международных соревнованиях тому подтверждение. Новое поколение, которое идет работать в креативные индустрии, идут в другую экономическую реальность – где экономика и бизнес растут на фундаменте инноваций, а спрос на квалифицированные кадры опережает их количество на рынке.

Киноиндустрию ждет революция, ее совершит ИИ и смартфон

Несомненно, отечественная киноиндустрия и видео вместе с ней - будут расти. Тому есть фундаментальное научное обоснование, которое трудно изложить в двух словах, но мы попробуем. Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг, нобелевский лауреат по экономике Дэниэль Канеман и культуролог Ролан Барт, структуралист Клод Леви-Стросс и русский философ Алексей Лосев – каждый по-своему показал, что способы восприятия и осмысления человеком реальности коренятся в древних пластах истории Homo Sapiens. Массовый потребитель продолжает мыслить мифологически – теми формами и способами, которые он освоил в отдаленные времена. И сегодня нам всем по-прежнему важна такая версия реальности, вера в такую реальность, в которой есть место чуду.

Технологии синтеза подвижного изображения и звука – дали массовому потребителю яркий пользовательский опыт, теперь мы можем полностью погрузиться в художественный мир, созданный фантазией человека. И если реальность за окном нам не подвластна, то пространство кино создается творцами, здесь нас реально ждет магия и позитивные эмоции.

С появлением искусственного интеллекта стоимость производства такого синтетического контента резко удешевляется. Благодаря ИИ рост будет взрывным, а сама киноиндустрия претерпит абсолютно революционные изменения. Достаточно уже сегодня заглянуть в смартфоны наших детей – они делают собственные ролики и мини-фильмы, благодаря технологиям ИИ. Создают их сами, без помощи сценариста, оператора и дорогостоящих процессов кинопроизводства.