Полномочия органов корпоративного управления обществом стали четче

| статьи | печать

Федеральным законом от 08.08.2024 № 305-ФЗ «О внесении изменений в статьи 48 и 66 Федерального закона „Об акционерных обществах“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон) внесены уточняющие изменения по вопросам полномочий общего собрания участников/акционеров (ОСУ/ОСА), а также совета директоров (СД) и коллегиального исполнительного органа (КИО) общества. Насколько произошла существенная корректировка, «ЭЖ-Юрист» попросил ответить экспертов.

Комментарий эксперта

Перечень вопросов, относящихся к исключительным полномочиям ОСУ, до принятия Закона не был закрытым (п. 2 ст. 33 Закона об ООО). Закон об ООО не содержал прямого указания на то, относится ли тот или иной вопрос к исключительным полномочиям ОСУ, или он может быть передан в зону ответственности иного органа управления общества.

В то же время было установлено, что вопросы, отнесенные законом к ОСУ, могут быть переданы на рассмотрение СД или коллегиальному исполнительному органу (КИО), за исключением ряда фундаментальных вопросов, в частности, касающихся устава, реорганизации, ликвидации общества. Для этого участникам необходимо принять единогласное решение о внесении соответствующих изменений в устав ООО (подп. 1 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ).

На практике это создавало неопределенность относительно того, где заканчивается свобода определения полномочий органов управления ООО.

Теперь Закон прямо установил, какие вопросы, по умолчанию относящииеся к полномочиям ОСУ, могут быть переданы СД или КИО, а какие все же относятся к исключительным полномочиям ОСУ. Теперь к исключительным полномочиям ОСУ, помимо прочих, относятся:

  • утверждение документов, регулирующих внутреннюю деятельность ООО;

  • предоставление, прекращение и ограничение дополнительных прав участников; возложение и прекращение дополнительных обязанностей участников;

  • утверждение денежной оценки неденежных вкладов в уставный капитал; предоставление согласия на передачу доли в залог третьему лицу;

  • продажа принадлежащей обществу доли участникам ООО, в результате которой изменяются размеры долей участников, а также продажа доли третьему лицу;

  • выплата вознаграждения/компенсаций расходов членам СД;

  • одобрение крупных сделок с ценой более 50% стоимости имущества; возмещение расходов участника на аудитора при проведении аудита по его требованию.

При этом избрание ревизора (ревизионной комиссии) может быть передано СД, но не может быть передано и КИО.

Также КИО нельзя передать:

  • определение основных направлений деятельности и принятие решения об участии в объединениях коммерческих организаций;

  • образование исполнительных органов общества;

  • размещение облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

  • проведение годового аудита, выбор аудитора и утверждение стоимости его услуг.

Законом также внесены изменения в п. 2.1 ст. 48 Закона об АО. Теперь непубличные АО вопросы, относящиеся к полномочиям ОСА, могут передать СД или КИО, если это предусмотрено Законом об АО, либо если эти вопросы не включены в перечень вопросов, запрещенных Законом об АО к передаче соответствующему органу АО.

Для передачи вопросов от ОСУ/ОСА СД или КИО необходимо внести изменения в устав ООО/АО, если данный вопрос не был урегулирован при учреждении общества, при этом для принятия решения требуется единогласное решение участников/акционеров.

Комментарий эксперта

До принятия Закона между нормами главы 4 ГК РФ и отдельными положениями специальных законов, а также иных законодательных актов существовали противоречия, затрудняющие реализацию отдельных корпоративных процедур.

Согласно нововведениям передавать для решения СД ООО нельзя, в частности, следующие полномочия:

  • вводить или отменять для участников дополнительные обязанности, а также предоставлять, ограничивать и прекращать их дополнительные права;

  • утверждать устав общества, в том числе внесение в него изменений или утверждение устава общества в новой редакции, принятие решения о том, что общество в дальнейшем действует на основании типового устава;

  • одобрять крупные сделки, цена имущества по которым составляет более 50% от всего имущества компании.

Запрещенные к передаче СД полномочия нельзя будет делегировать и КИО компании. Кроме того, коллегиальному органу запрещено передавать, в частности, права:

  • принимать решения о размещении ценных эмиссионных бумаг;

  • определять основные направления деятельности компании;

  • образовывать исполнительные органы общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, утверждение такого управляющего и условий договора с ним;

  • принимать решения об участии ООО в объединениях коммерческих юридических лиц; и пр.

Комментарий эксперта

Корпоративное законодательство в последнее время претерпело множество изменений. Очередные были внесены Законом и коснулись полномочий общих собраний участников/акционеров и коллегиального исполнительного органа.

Напомним, что совет директоров (наблюдательный совет) — это орган, который по некоторым вопросам «заменяет» общее собрание участников, но напрямую не руководит обществом. Коллегиальный исполнительный орган (правления, дирекции и других) осуществляет руководство текущей деятельностью общества наряду с единоличным исполнительным органом.

Так, если говорить о вопросах, которые могут быть переданы на разрешение совета директоров ООО, ничего нового не появилось, кроме того, что полномочия по утверждению (принятию) документов, регулирующих внутреннюю деятельность общества (внутренних документов общества) «переместилось» в исключительную компетенцию общего собрания участников общества.

В этом же подп. 2 ст. 33 Закона об ООО продублированы вопросы, которые не могут быть отнесены к компетенции совета директоров, со ссылками на соответствующие положения закона. Однако все эти вопросы и так ранее были отнесены к компетенции общего собрания участников, на что прямо указывала формулировка, например «принятому всеми участниками единогласно».

Если говорить о компетенции коллегиального исполнительного органа, то и тут ничего неожиданного не произошло. Законодатель лишь закрепил, что все полномочия, указанные в подп. 2 ст. 33 Закона об ООО относятся либо к компетенции общего собрания участников, либо к компетенции совета директоров. Передача их на разрешение коллегиального исполнительного органа не допускается.

Изменения в Законе об АО, на наш взгляд, больше носят технический характер. В пункте 2 ст. 48 Закона об АО изменены акценты, с указанием на то, что в непуб­личном акционером обществе вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания в случаях, предусмотренных Законом об АО, могут быть переданы для решения совета директоров. И дополнен условием о возможности передачи таких вопросов также на решение коллегиального исполнительного органа.

В пункте 2.1 ст. 48 Закона об АО конкретизирован перечень вопросов, которые не могут быть переданы на разрешение совета директоров АО (остался прежним) и коллегиального исполнительного органа. Фактически для коллегиального исполнительного органа оставили только следующие вопросы:

  • утверждение годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества;

  • принятие решения об участии в финансово-промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций;

  • иные вопросы в соответствии с Законом об АО.

Таким образом, существенного изменения в части разграничения полномочий общего собрания участников/акционеров, совета директоров и коллегиального исполнительного органа не произошло.