Встроить ИИ/нейросеть в работу юридического департамента: вызовы и преимущества

| статьи | печать

ИИ прочно вошел в рутинные задачи юридического департамента или фирмы, хотя его влияние как инструмента выполнения этих задач еще предстоит изучить. Однако уже на этапе внедрения в операционные юридические задачи можно выявить основные риски, преимущества и ограничения ИИ. В материале поразмышляем, что можно и что нельзя поручать ИИ, каковы условия интеграции ИИ в рабочие процессы и взаимодействие при этом с другими отделами.

Неудивительно, что искусственный интеллект стал одной из самых обсуждаемых тем прошлого и текущего года. Его применение изменило, а может и изменит, будущее юридической функции и оказало существенное влияние на закладку бюджета под него в бóльшую сторону.

Например, предполагается, что ИИ/нейросеть может лучше справиться с предоставлением консультаций, чем человек, быстрее, чем человек, и несравнимо дешевле, чем человек. Пока лишь в отношении ограниченного ряда несложных тем, но тем не менее это уже реальность.

Если полгода назад консультанты могли восхищаться результатом, если система хотя бы примерно попадала в направление правильного ответа, то буквально через несколько месяцев этого стало недостаточно. Ведь недостаточно просто загрузить кодекс в чат-бот и получить правильный ответ по неструктурированным данным, однако гремучая смесь сверхожиданий и нетерпимости к ошибкам в юридических ответах не могла дать ничего иного, кроме разочарования.

Консультация является не просто выдержкой из законодательства, но и должна быть релевантной клиентскому запросу.

Что это значит для юридических сервисов? Есть большой и неудовлетворенный спрос, который так или иначе будет закрыт.

Что же такое ИИ для юридического бизнеса?

В начале 2023 г., когда только появился первый чат-бот, многие увидели или захотели увидеть в нем и в других системах ИИ волшебное решение всех текущих задач — «мегамозг», центральный депозитарий всех нужных данных и моментальное решение всех проблем.

Однако вскоре стало понятно, что это всего лишь инструмент. ИИ не решит сложные операционные задачи, если в компании не поставлен сам процесс их постановки. Но он может многократно ускорить их за счет резкого снижения количества времени и усилий на их поиск и обработку.

Аналогично и в других сферах: ИИ не наладит кадровую политику, но может ускорить существующие процессы обработки и анализа информации. Интернет, компьютеры, электричество также сами по себе не создадут рабочий процесс, но смогут многократно ускорить и удешевить существующие без них процессы.

Можно представить ситуацию, в которой появилась возможность практически бесплатного привлечения к работе выпускников вузов — стажеров первого года. Отсутствие постановки четких задач — не тот формат, в котором эти стажеры могут принести какую-то существенную пользу. Но при правильной организации процесса, контроле и эффективном управлении процессом результаты могут быть впечатляющими.

Способность организовать этот процесс, контроль и управление использованием ИИ в компании и определят те юридические фирмы, которые могут стать лидерами рынка в будущем.

Перспективы и угрозы использования ИИ

ИИ открывает огромные возможности для повышения эффективности работы юридических фирм и департаментов, но с другой стороны это и серьезная угроза для существующей модели рынка юридических услуг.

Ключевой вопрос — какие именно процессы нужно отдать на аутсорсинг ИИ? Общего правила здесь не будет: если операционные задачи поставлены на работу с населением и оказание услуг типового характера — собрать бота на основе ИИ, который будет опрашивать клиентов и давать первичную консультацию — может быть неплохой идеей.

Например, очевидные задачи, которые может выполнять ИИ в юридической фирме:

  • анализ входящих клиентских документов и проверка проектов исходящих по чек-листам и шаблонам — это все решаемые задачи;

  • мониторинг, диагностика и прогнозирование карьерного пути сотрудников, скрининг резюме, анализ коррупционных рисков;

  • подготовка проектов ответов на запросы налоговых органов, анализ претензий, проверка нарушений прав интеллектуальной собственности, автоматизация подачи типовых исковых требований.

И то, и другое, и третье — повторяемые описываемые в регламентах процессы, которые можно отдать «машине». Стоит отметить, что понятие «машины» здесь условно, вариантов здесь достаточно много. Это и наиболее распространенные иностранные системы ИИ, которые дают доступ к своим вычислительным мощностям по обработке информации за разумные деньги, при этом совершенствуются и российские системы.

Вопрос лишь, в какой степени можно закрыть эти задачи средствами ИИ, так как цифра всегда может быть меньше 100%.

Но это беспроигрышная лотерея. Если мы имеем неограниченный запас человеко-часов специалистов уровня практикантов первого года по цене, скажем, 100 руб./час (при том, что эти часы можно ужимать в минуты), то перепоручение им работы, за которую сейчас в юридической фирме нужно платить от 1 тыс. до 10 тыс. руб./час (это средняя стоимость юристов и административного персонала для работодателя), то при правильном распределении такой работы невозможно проиграть.

Создание благоприятной среды для внедрения ИИ

Такие перемены не будут органическим процессом. Редко руководство юридических фирм пускает развитие практик на самотек. Нет, это не так работает. Например, созерцать органическое развитие своей системы кибербезопасности, без обязательств для сотрудников и дедлайнов равно сознательно вести ее к нарушению кибербезопасности, и наблюдать за самостоя­тельным развитием новой практики без вмешательства и каких-либо усилий по ее поддержке — лучший способ увидеть ее никогда не родившейся.

У всего должен быть план и логика развития и если развивать внедрение ИИ инструментов — если относиться к этому серьезно, должно быть решением и обязанностью управляющего партнера или партнеров.

Остальное дело техники и опыта:

  • сформировать рабочую группу с реальными рычагами управления процессом, поставить задачи, цели, разработать дорожную карту и отслеживать и оцифровывать промежуточные результаты;

  • в части фундаментальной необходимости будет базовый тренинг сотрудников в минимальной конфигурации, отбор команды внедрения изменений и последовательная работа по их внедрению;

  • как электричество, интернет и компьютеры сами по себе не производят конечного юридического продукта, так и ИИ — лишь инструмент, но не «волшебная палочка», которая сама по себе не даст результата без решений организационных вопросов, плана, контроля и встраивания инструментов ИИ в маркетинг, «операционку» и административные регламенты юридической фирмы.

Представляется, что для правильного внедрения ИИ необходимо:

  • вовлечение ключевых сотрудников, формирование команды инициаторов ИИ;

  • постоянное информирование коллектива о возможностях и успехах ИИ;

  • организация обучения работе с ИИ-инструментами.

Интеграция ИИ в рабочие процессы

Что же можно автоматизировать и отдать на аутсорсинг ИИ полностью или частично?

В первую очередь могут автоматизироваться рутинные с точки зрения организации процессов задачи. Это может быть как проверка заполнения сотрудниками табелей рабочего времени, так и генерация контент-плана для публикаций отделом маркетинга и написание алертов с анализом новой судебной практики или законодательства.

В то же время разработка стандартизированных документов по шаблонам — это зачастую уже отдано на аутсорсинг конструкторам договоров.

Например, самое популярное заблуждение никогда не взлетавших практик юридического сопровождения: сотрудники и партнеры могут осознать, что практика юридического сопровождения проектов важна и перспективна, и будут помогать ее продвижению без лишних организационных усилий.

Интеграция должна организовываться и контролироваться менеджментом юрфирмы.

Возможные сферы для интеграции ИИ:

  • внедрение чат-ботов для типовых внутренних запросов;

  • автоматизация создания типовых документов на базе платформ;

  • использование ИИ для анализа больших массивов данных — судебных дел, законов и т.д.

Что можно и что нельзя поручать ИИ

Задачи, с которыми эффективно справляется ИИ

Можно ли отдать на аутсорсинг выступление в суде? Технически, да, в публичном доступе и по доступным и для начинающих юристов бюджетам есть роботы, которые могут поддерживать интерактивный вербальный разговор на основании предзагруженных данных. Но глубина анализа данных при высокой скорости интерактива на данный момент уступает человеческой, поэтому роботы-адвокаты — это может быть реальность среднесрочного будущего.

Например, для узкоспециализированной юридической фирмы анализ использовавшейся в десятках других дел аргументации и контраргументации может быть полезным инструментом. Просто сейчас этот анализ занимает часы и дни и самого партнера и команды. А проверить качество работы как их, так и искусственного интеллекта можно также комбинацией усилий машины и человека. В то же время конечный результат может состоять не в том, чтобы забрать работу у человека и отдать машине, а чтобы передать работу, которую способна делать машина, за 100 руб. в час этой машине и освободить от нее юриста с внутрифирменной стоимостью 1—10 тыс. руб. в час. При том, что человеко-часы машины сожмутся в минуты.

Разница в стоимости конечного результата и сокращении времени и может сформировать экономику этих инноваций.

Образование и тренинг сотрудников — одна из очевидных и базовых для инструментов ИИ функций. ИИ уже сейчас может активно применяться в обработке информации, содержащейся в лекции, в переработке в систематизированные тексты, тесты, публикации и интерактивный проверочный материал, когда ИИ опрашивает учеников и оценивает их ответы. ИИ может писать сценарии учебных роликов и предлагать объяснение сложных концепций простым языком.

В любом случае фундаментальной необходимостью будет базовый тренинг сотрудников в минимальной конфигурации, отбор команды внедрения изменений и последовательная работа по их внедрению.

Таким образом, ИИ может быть эффективен для:

  • поиска информации в больших массивах данных (законодательство, судебные решения, аналитика);

  • составления типовых документов по заданным параметрам;

  • первичной коммуникации и консультирования через чат-боты.

Возможные ограничения текущего поколения ИИ

Конечно, когда работой, которую может выполнять стажер за 100 руб./час, загружают партнера с внутренней стоимостью 10 тыс. руб./час — это проблема, а надо наоборот. Но когда работу, требующую квалификации партнера со ставкой 10 тыс. руб. в час, передают стажеру первого года — эту проблему придется расхлебывать дольше и дороже. Поэтому вопрос, что можно и что нельзя передавать ИИ, очень важен.

Проблемы могут начаться, когда таким виртуальным помощникам начнут передавать задачи, превышающие их возможности по качественному выполнению такой работы. Найти такую грань и там, где возможно, подвинуть ее повыше — это вопросы буквально на миллион долларов.

Если говорить о текущих ограничениях ИИ, представляется, это в первую очередь:

  • отсутствие полноценного понимания контекста задачи, особенно в нестандартных ситуациях;

  • вероятность ошибок и неточностей в выводах ИИ, необходимость перепроверки человеком;

  • узкая специализация большинства ИИ-инструментов, отсутствие универсальности;

  • значительная стоимость разработок ИИ под конкретные задачи;

  • юридические аспекты ИИ: например, авторское право и защита интеллектуальной собственности.

Зоны ответственности юриста при работе с ИИ

Для успешной работы с этими инструментами нужно понимать механизм их работы, ограничения и изменения моделей, так как выпускающим ответ клиенту лицом будет человек — не машина. А для этого человеку нужно знать пределы возможностей машины и либо научиться самому, либо у внешних экспертов, как формулировать запросы, узнать пределы возможностей системы, а также изменения в текущих моделях и их возможностях.

Нужно изучать возможности ИИ как в части конкретных решений, так и методологически, что можно создать. С организационной точки зрения необходимо тренировать и создавать внутри компании структуру, которая способна оценить и протестировать, что можно аутсорсить ИИ, а что нет. Это подчеркивает важность контроля результата, который входит в задачу человека.

При работе с ИИ в зоне ответственности юриста, представляется, остается:

  • итоговая проверка и утверждение всех результатов работы ИИ;

  • коммуникация с клиентами в нетиповых, сложных ситуациях;

  • контроль обучения и дообучение ИИ-моделей под специфику фирмы.

Встраивание инструментов ИИ во взаимодействие с другими отделами

Как любое техническое решение, ИИ может использоваться для решения как клиентских задач, так и внутрикорпоративных, например — сфокусированы как раз на объединении и систематизации информации в рамках юридической фирмы, то есть решали задачу обобщения и анализа внутрикорпоративых задач.

Возвращаясь к сути возможностей, предоставляемых ИИ — стажерами первого года, можно использовать для решения любых задач, в рамках их компетенции и способностей, решать задачи при надлежащем контроле и организации.

Речь не о создании одного подразделения или программы. — Как разные подразделения юридических фирм используют различные профессиональные программы и веб-сайты, так и используемые ими ИИ решения будут разными. Если быть более точным, со стороны сервис-провайдеров ИИ может быть добавлен в функционал этих программ и веб-сайтов.

Аналогично, внутри компании могут быть разработаны индивидуализированные решения для выполнения внутренних задач, которые будут различны для федеральной московской юридической фирмы и небольшой юридической практики, например в ином регионе.

Общим будет то, что и те и другие решения несложно построить и протестировать, используя инструменты ИИ, как создать, например, несложный интранет-сайт.

Однако очевидно: чтобы не впасть в хаос, внутренние ИИ-разработки должны согласовываться или как минимум предоставляться для тестирования партнеру по инновациям и IT-департаменту для системного использования и компьютерной безопасности соответственно.

Выводы

1. Можно предположить, что ИИ — это эквивалент десятков тысяч бесплатных стажеров первого года. ИИ может принести пользу тем юридическим бизнесам, которые смогут организовать и монетизировать работу с этим ресурсом.

2. Нельзя утверждать наверняка, что техническое преимущество — абсолютно. Юридический бизнес может выжить и без интернета, компьютеров и электричества, но ему будет сложно соревноваться с другими юридическими бизнесами с электричеством, компьютером, интернетом и ИИ.

3. В инновационной компании всегда существует лицо, ответственное за изменения: партнер или другое ответственное лицо с полномочиями для решения поставленных задач, который будет отвечать за соблюдение плана, сроков и мотивацию.

4. Важнейшую роль играет культура поощрения сотрудников, развивающихся в сфере ИИ через самообразование, внешние тренинги, организующих внутрикорпоративные тренинги.

5. Компьютерная и иная безопасность.

6. Представляется, что очень много блестящих идей по использованию ИИ рождается на уровне рядовых юристов, причем, возможно, не всегда передовых с точки зрения других показателей, но открытых к новому, готовых исследовать и применять инструменты ИИ. Выявление таких самородков возможно через тренинги, внутренние хакатоны и создание культуры открытости к инновациям.