Трансформация внешней торговли. Таможенное партнерство на площадке БРИКС

| статьи | печать
Трансформация внешней торговли. Таможенное партнерство на площадке БРИКС

БРИКС работает над созданием общего института уполномоченного экономического оператора (УЭО). Об этом стало известно по результатам встречи глав таможенных служб стран объединения. Институт УЭО облегчает процесс общения бизнеса и контрольных органов. Однако вопрос о его создании в рамках БРИКС эксперты считают неоднозначным.

Под председательством руководителя ФТС России Валерия Пикалева состоялась встреча глав таможенных служб стран БРИКС. Участники мероприятия договорились модернизировать таможенное взаимодействие, переведя его в более практико-ориентированный формат, а также развивать совместную работу в правоохранительной сфере.

Одной из ключевых тем обсуждения стало признание института Уполномоченного экономического оператора (УЭО) в БРИКС. Идет работа по подготовке проекта Типового соглашения о взаимном признании УЭО. Для реализации данной инициативы был подписан Совместный план действий и Дорожная карта по его реализации.

«Институт УЭО позволяет упростить взаимодействие бизнес-сообщества и контрольных органов, он действует во многих странах мира на национальном уровне, в том числе и в России», — напомнил Дмитрий Морковкин, доцент кафедры экономической теории, ведущий научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ. Так, например, ФТС России применяет дифференцированный риск-ориентированный подход к контролю за экспортерами и импортерами, в зависимости от категории риска, к которой относится та или иная компания.

По словам эксперта, получив статус уполномоченного экономического оператора, компания имеет низкий уровень риска и пользуется упрощенными процедурами таможенного контроля и выпуска товаров. «Это дает очевидные преимущества как для развития бизнеса, делая прозрачной и понятной процедуру контроля, расширяя горизонт бизнес-планирования, а значит повышая эффективность. Так и для государства, что выражается в увеличении эффективности системы таможенного администрирования», — уточнил Д. Морковкин.

О том, как эксперты оценивают результаты встречи, — в комментариях на стр. 02.

Комментарий эксперта

Главной целью встречи было создание единых подходов таможенного администрирования. В числе первоочередных задач — внедрение элементов искусственного интеллекта в работу таможенных служб. Обмен опытом в цифровизации между странами позволяет достичь главного — выработки единых подходов при администрировании.

В рамках встречи впервые был подписан план по признанию института уполномоченного экономического оператора, а также поднят вопрос создания Академии таможенных органов БРИКС. Я бы не сказал, что эта задача прорывная и что-то меняющая в принципе. Скорее, идет постепенная работа по унификации таможенных систем и правил, взаимодействие в рамках объединения. Если сравнивать с другими подобными объединениями — с нынешним ЕС или СЭВ советского периода — то уровень интеграции экономических пространств и таможенных правил пока заметно уступает этим образцам. Тут сказываются и малые сроки существования, и различный опыт стран-участниц.

Важно, что тот же ЕС расположен в одном макрорегионе, имеет однотипные историю и культуру. Случалось, что страны ЕС в прежнее время вообще входили в одно и то же государственное образование. Страны БРИКС «размазаны» по всей планете, почти по всем континентам, имеют разные истории.

Для стран Европы важным объединяющим фактором стало Шенгенское соглашение и фактическое упразднение границ. Однако для стран БРИКС это представляется пока очень отдаленным будущим. Появление общей валюты (евро) было важнейшим событием для экономики не только Европы, но и всего мира. Евро стал второй мировой валютой, а европейский центральный банк — регулятором для всего макрорегиона. Очень серьезным объединяющим фактором оказался и альянс НАТО, который фактически привел к интеграции военно-промышленных комплексов стран-участниц. Кроме того, постепенная политическая интеграция стран ЕС — тоже «медицинский факт».

На таком фоне интеграционные успехи БРИКС выглядят пока скромными. Нет своего «шенгена»; нет единой валюты. Даже клиринговые расчеты пока толком не ведутся. ВПК не только не интегрированы, но часто находятся друг с другом в конкурентных отношениях, либо вообще интегрированы в систему ВПК НАТО. О единых политических подходах пока можно только мечтать, хотя в этом направлении движение есть.

На таком глобальном фоне вопросы таможенного администрирования и цифровизации таможенного процесса выглядят важным делом, хотя и весьма частным.

Комментарий эксперта

Вопрос об уполномоченном экономическом операторе является весьма неоднозначным. Положения об уполномоченном экономическом операторе уже включены в таможенный кодекс Евразийского Союза, куда Россия тоже входит, наряду с БРИКС, но на практике этот институт запустить в ЕАЭС пока не удалось. Соответственно, вопрос о том, удастся ли быстро и без бюрократических проволочек запустить институт уполномоченного экономического оператора в БРИКС, пока остается открытым.

Одним из существенных препятствий создания такого оператора в БРИКС могут быть потенциальные санкции против него со стороны Запада, и пока непонятно, каким образом БРИКС может вывести этот институт из-под санкций. Однако если на встрече глав таможенных организаций обсуждался вопрос о цифровизации внешнеэкономической деятельности стран — участниц БРИКС, в том числе — применения цифровых валют в трансграничных расчетах, это действительно может стать шагом вперед по сравнению с уже существующими технологиями экспорта, импорта и трансграничных платежей.

На наш взгляд, если в БРИКС будет создана единая платформа, позволяющая оплачивать экспорт и импорт цифровыми валютами, она могла бы разрешить многие имеющиеся сегодня проблемы, например, с банками стран БРИКС, которые отказываются принимать платежи из России не только в мировых резервных валютах, но даже в нацвалютах стран БРИКС. Это позволило бы избежать санкций Запада, но само внедрение цифровых валют в странах БРИКС, за исключением цифрового юаня в КНР, который уже обращается на внутреннем рынке Китая, может занять несколько лет.