Железная выдержка. Производство стали переориентируется на внутренний рынок

| статьи | печать

Такой вывод делают эксперты Банка России в новом докладе о региональной экономике. Они отмечают, что в 2023 г. металлопотребление в России достигло пиковых значений. Цены на стальную продукцию также оставались выше, чем в 2019—2020 гг. Благодаря этому рентабельность производителей возросла, несмотря на увеличение затрат. Это позволило компаниям нарастить капитальные затраты и начать импортозамещение и модернизацию ключевого оборудования. В 1-м полугодии 2024 г. спрос на сталь оставался высоким, в особенности в машиностроении и строительстве, что поддерживало внутренние цены.

Согласно данным Росстата, в 2023 г. в целом были произведены 76 млн т стали, что близко к объему успешного для отрасли 2021 г. (около 78 млн т). В 2022 г. из-за сжатия внешнего и внутреннего спроса выпуск стали временно сократился. Однако уже к апрелю 2023 г. он приблизился к среднему уровню 2021 г. Это аналитики регулятора связывают преимущественно с ростом внутреннего спроса, в первую очередь со стороны строительства и машиностроения.

По данным мониторинга предприятий, проводимого Банком России, загрузка мощностей металлургических компаний остается на повышенном уровне. В конце 2023 г. выпуск стали секвенциально снижался. По оценкам участников отрасли, это отражает тенденции в динамике наблюдаемой части металлопотребления, в основном энергетического сектора и строительства. Кроме того, часть компаний в конце 2023 — начале 2024 г. проводили плановые ремонтные работы. В течение II квартала 2024 г. выпуск постепенно восстанавливался, в том числе в связи с вводом в эксплуатацию модернизированных мощностей.

Спрос и цены

По оценкам участников отрасли, в 2023 г. объем наблюдаемого потребления стали увеличился в годовом сопоставлении на 7—8%. В его структуре выросла доля строительного сектора. В 1-м полугодии 2024 г. спрос на сталь продолжил расти. Его динамику в этот период определили следующие факторы.

Машиностроение. Спрос на сталь со стороны сектора рос, в том числе благодаря увеличению выпуска автомобилей. По данным Росстата, производство легковых автомобилей в январе — июне 2024 г. выросло почти на 2/3, грузовых — примерно на 20% г/г.

Строительство. По оценкам Банка России, в II квартале 2024 г. объем строительных работ более чем на 16% превысил уровень IV квартала 2021 г., в том числе за счет реализации крупных инфраструктурных проектов и инвестиций в промышленности. Поэтому спрос со стороны сектора оставался высоким.

Энергетика. По оценкам компаний и экспертов рынка, спрос на трубы (в том числе большого диаметра) снизился, как полагают эксперты регулятора, из-за пересмотра инвестиционных планов компаний нефтегазового сектора. Внутренние цены на сталь и изделия из нее в 2023 г. — 1-м полугодии 2024 г. росли, преимущественно в результате увеличения спроса. Сыграло роль также увеличение себестоимости продукции — затрат на электроэнергию, логистику и оплату труда, которое продолжилось и в начале 2024 г.

Внешние цены на российскую сталь, влияние которых на внутренние ослабевало, имели тенденцию к дальнейшему снижению из-за ожиданий сокращения потребления в дружественных странах, отмечают авторы анализа.

Экспорт

Они констатируют, что российская отрасль черной металлургии, традиционно ориентированная на экспорт, с 2022 г. находится под давлением санкций недружественных стран. Основная часть ограничений коснулась продукции с высокой добавленной стоимостью. Экспорт слябов (стальная заготовка, крупнейшая статья российского экспорта черной металлургии) ограничен квотами.

По данным Международной ассоциации производителей стали (WSA), в 2023 г. экспорт стальной продукции из России составил около 14 млн т, что приблизительно на 8% ниже уровня 2021 г. Основная причина — сжатие спроса в Евросоюзе из-за увеличения издержек по выпуску готовой стальной продукции и закрытия производств. Структура экспорта российской стали смещается в пользу дружественных стран.

В 2023 г. мировые цены на слябы постепенно снижались с пиковых уровней 2021 г. Уход России с рынков недружественных стран, по расчетам на данных UN Comtrade, привел к увеличению скидок на российскую продукцию к среднемировым ценам приблизительно с 9% в 2021 г. до 23% в 2023 г. С начала 2024 г. экспортные цены на российскую сталь несколько подросли, однако были еще существенно ниже уровней предыдущих лет. Это снижало привлекательность экспортных поставок для российских компаний, особенно в условиях значительного роста внутреннего спроса, констатируют аналитики Банка России.

Инвестиции

Благодаря увеличению внутренних цен и спроса в 2023 г. росла выручка металлургических комбинатов, улучшались их финансовые результаты, что привело к росту капитальных вложений. Рост финансовых показателей позволил компаниям возобновить выплату дивидендов: в начале текущего года об этом объявили все крупные участники рынка. Выросли инвестиции производителей, связанные среди прочего с заменой ключевого оборудования на российское.

В качестве примера эксперты регулятора сообщают, что одна из крупных компаний отрасли в 2023 г. начала проект по производству в Челябинской области кованых валков для прокатных станов, который позволит повысить долю российского оборудования на рынке с 20 до 70%. Потребителями продукции, как ожидается, станут крупнейшие металлургические комбинаты. Первая очередь проекта будет запущена к середине 2025 г., завершение планируется к концу 2026 г. Крупная металлургическая компания в Вологодской области разработала новые виды стали, предназначенные для строительных работ в грунтах легкой и средней категории сложности, производства подъемного оборудования и горнодобывающей техники. Ранее эта продукция поставлялась в основном из-за рубежа.

«В 1-м полугодии 2024 г. спрос на сталь оставался высоким, что способствовало росту внутренних цен. Сохраняющиеся торговые, логистические ограничения и возможное временное снижение металлопотребления в дружественных странах будут поддерживать переориентацию производства стали на внутренний рынок», — заключают эксперты Банка России.