Есть предубеждение, что искусственный интеллект может применяться только в IT-сфере и медиа. Но ИИ также может помочь рабочим завода освоить новую специальность. Владимир Фомин, заместитель директора по производству НАТЭК-Нефтехиммаш, рассказывает об опыте компании по внедрению решений на базе ИИ на производстве.
Сегодня искусственный интеллект представляет собой технологию, которая находит применение во всех сферах. С ростом рынка HRTech-инструментов и развитием решений на базе искусственного интеллекта ИИ все чаще используется для решения управленческих задач.
В контексте управления персоналом ИИ помогает автоматизировать бизнес-процессы, анализировать и прогнозировать личные показатели и результаты. Функциональность инструментов на базе ИИ постоянно расширяется, охватывая все больше задач, которые раньше решали специалисты HR-департаментов.
К таким задачам относятся отбор персонала, прием и адаптация новых сотрудников, обеспечение благополучия сотрудников (wellbeing), и даже охрана труда и безопасность. В отчете компании BCG отмечается, что оптимальное сочетание искусственного интеллекта и человеческого труда может повысить эффективность кадровых процессов на 30%. Это возможно благодаря автоматизации однотипных административных задач, на которые специалисты тратят до 70% рабочего времени. Как это происходит на практике?
ИИ для принятия решений
Существует несколько способов оптимизировать процессы в управлении кадрами. Ключевой из них — автоматизация. Она позволяет освободить время и ресурсы для более важных задач, таких как развитие персонала и управление талантами.
С помощью ИИ можно создать системы, которые помогут специалистам по управлению персоналом анализировать данные и давать рекомендации по оптимальному использованию человеческих ресурсов. Например, ИИ может самостоятельно разработать тест, который позволит не только оценить навыки каждого работника, но и выявить слабые стороны и области для развития. После тестирования языковая модель подберет для сотрудника индивидуальный план обучения и даст рекомендации по развитию недостающих навыков.
Основываясь на потребностях компании и навыках сотрудников, ИИ может составить для работника индивидуальный план карьерного развития с целями и задачами на ближайшее будущее. Это поможет высокоэффективным сотрудникам претендовать на повышение заработной платы или получение новой должности — алгоритмы будут следить за их успехами и автоматически информировать об этом специалистов по управлению персоналом.
Нейросети способны не только находить новых кандидатов, но и удерживать существующих сотрудников. Система искусственного интеллекта анализирует поведение людей перед увольнением и выявляет тенденции, которые позволяют предсказать уход сотрудника. Искусственный интеллект предупредит, но удержать сотрудника — уже задача человека.
Россия — трендсеттер технологий в управлении кадрами
В сфере применения искусственного интеллекта в управлении кадрами Россия не аутсайдер, а скорее трендсеттер. Около 80% решений, которые применяются уже по всему миру, локализованы в России. На промышленных предприятиях (не берем в расчет российские банки и крупные IT-компании) активно применяются ИИ-технологии в рекрутменте или в качестве персонального ассистента. Например, в «Северстали» планируют двигаться в сторону использования моделей, которые будут обучены на корпоративных знаниях: массивы данных, библиотеки, цифровой след позволяют создавать проектные команды (с учетом навыков, опыта и психологических факторов), формировать планы развития, давать рекомендации по обучению и многое другое.
В «Газпромнефти» работает целое направление по изучению нейросетей и программ в ИИ. Компания взяла курс на наем профильных специалистов в сфере ИИ: это разработчики, геологи с опытом работы с нейросетями, даже тренеры ИИ (то есть люди, которые могут «объяснить» нейросетям, чего от них ожидают).
В Новолипецком металлургическом комбинате (НЛМК) алгоритм задействован и в процессе отбора стажеров. Видеоинтервью претендентов оцениваются системой по ряду критериев, включая лидерство, мотивацию и знание компании. Если кандидат не набирает необходимого количества баллов по оценке искусственного интеллекта, робот автоматически отклоняет его кандидатуру. Благодаря этому пилотному проекту компания сэкономила HR-специалистам 170 рабочих часов.
Но до широкого внедрения решений на базе ИИ еще далеко: по данным исследования ВШЭ, внедрили решения с ИИ всего 0,5% производственных предприятий. «НАТЭК-Нефтехиммаш» — одна из немногих компаний в секторе тяжелой промышленности, которые совместно с подрядчиками смогли создать эффективную систему обучения сотрудников с использованием ИИ в качестве поддержки и наставничества.
Что мы сделали
С помощью алгоритмов искусственного интеллекта (второй «пилот-наставник») наш HR-менеджмент автоматизирует повторяющиеся задачи, а также может более эффективно персонализировать рекомендации для ускорения усвоения обучающих материалов. С помощью ИИ сотрудники развивают технические и коммуникативные навыки. Кроме этого, ИИ позволяет повысить уровень профессионализма и квалификации через персонализированные рекомендации и обратную связь.
Почему мы выбрали такой вариант наставничества? Во-первых, это экономит ресурсы. Нам приходится меньше задействовать специалистов по обучению сложным технологическим процессам. Вторая причина — это унификация передаваемого опыта и методик обучения. Ранее мы сталкивались с тем, что разные специалисты используют «авторский» подход к обучению, что приводит к неравномерному уровню подготовки сотрудников. С помощью автоматизации процессов обучения мы также смогли исключить недостаточную ясность в коммуникации между наставником и обучаемым, которая приводила к недопониманиям и ошибкам в процессе обучения. В итоге мы сократили издержки и время обучения на 20% и повысили его эффективность на 30%.
Мы полагаем, что внедрять ИИ для автоматизации процессов могут сейчас различные предприятия. Порог входа за последние годы здесь снизился. Алгоритмы и наборы данных, необходимые для обучения, теперь доступны практически всем. Кроме того, на рынке появилось много специалистов, которых можно привлечь к работе над проектом. Решения на базе ИИ стали более доступными, и небольшие компании также могут использовать их для автоматизации рутинных процессов.