Проект закона c изменениями в КоАП, разработанными в целях реализации Постановления КС РФ от 18.07.2024 № 39-П опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID проекта: 150057).
Бизнесу могут предоставить возможность льготной уплаты административного штрафа
Комментарий эксперта
Законопроект разработан в соответствии с позицией КС РФ, содержащейся в Постановлении от 18.07.2024 № 39-П (далее — Постановление № 39-П), в котором ч. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП была признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она в системе действующего правового регулирования и по смыслу, придаваемому ему судебным толкованием, не предоставляет возможности льготной (в половинном размере) уплаты административного штрафа в случае выявления административного правонарушения в ходе проверки, проведенной органами прокуратуры.
Сама норма ч. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП в действующей редакции устанавливает льготный порядок уплаты административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
При этом, как установил КС РФ в Постановлении № 39-П, понятие «государственный контроль (надзор), муниципальный контроль» в правоприменительной практике трактуется по-разному, в том числе и в узком смысле, ограничивая его содержание только видами контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируется федеральными законами.
В свою очередь, такой ограничительный подход приводит к нарушению принципа равенства субъектов, привлекаемых к административной ответственности за совершение одних и тех же административных правонарушений, выявленных в различных процедурах различными государственными органами в отношении одной и той же категории лиц.
Например, операторы связи при выявлении их правонарушения органами прокуратуры в ходе проведения прокурорской проверки оказываются в худшем правовом положении, чем то, на которое они могли бы рассчитывать, если бы оно было выявлено органами специального (ведомственного) контроля — в данном случае Роскомнадзором при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области связи. В первом варианте, в отличие от второго, они не вправе были реализовать возможность уплаты административного штрафа в половинном размере на основании нормы ч. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП.
КС РФ в Постановлении № 39-П устранил эту несправедливость, сформулировав значимый правовой вывод о том, что применительно к норме ч. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП указание на государственный контроль (надзор), в отличие от иных положений КоАП, в частности его ст. 28.1, - не конкретизируется отсылкой к законодательству о контрольно-надзорной деятельности, а следовательно, оно должно толковаться максимально широко и включать в себя, среди прочего, возможность применения указанной нормы при выявлении административного правонарушения в результате проверки органами прокуратуры как иным субъектом контрольно-надзорной деятельности государства.
В связи с этим КС РФ возложил на федерального законодателя обязанность по внесению в правовое регулирование необходимых изменений с учетом правовых позиций, изложенных в Постановлении № 39-П.
Рассматриваемый законопроект как раз и направлен на решение этой задачи: он объединяет все случаи возможности уплаты административного штрафа в льготном (половинном) размере в одну норму — ч. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ.
Изменения также исключают из прежней редакции этой нормы ссылку на выявление административного правонарушения в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в качестве условия для применения льготного порядка уплаты штрафа, оставляя в качестве такового исключительно совершение административного правонарушения юридическим лицом, его должностным лицом, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Принятие законопроекта в представленной редакции видится безусловно позитивным шагом в правовом регулировании исполнения административного наказания в виде административного штрафа, поскольку оно позволит устранить ранее сложившуюся неоднозначность в правоприменительной практике. Кроме того, указанные изменения очевидно направлены на либерализацию административной ответственности за совершение административных правонарушений в области предпринимательской деятельности, поскольку уменьшают количество правовых барьеров для применения льготного порядка уплаты административного штрафа.
Комментарий эксперта
В настоящее время уже сложилась судебная практика разрешения споров, связанных с применением положений ст. 32.2 КоАП РФ, в которых суды исходили из того, что специальный порядок уплаты штрафа распространяется не только на нарушения, выявленные в соответствии с федеральными законами о государственном и муниципальном контроле (N 294-ФЗ и N 248-ФЗ). Понятие "государственный контроль (надзор)" необходимо толковать широко, не ограничивая его только рамками действия указанных законов. Иное означало бы нарушение принципов равенства всех перед законом.
ВС РФ посчитал такие выводы верными и соответствующими правовой позиции, изложенной в Постановлении КС РФ от 18.07.2024 N 39-П (определения ВС РФ от 30.07.2024 N 302-ЭС24-1859 по делу N А33-7539/2023; от 30.07.2024 N 302-ЭС24-1854 по делу N А33-7537/2023; от 30.07.2024 N 302-ЭС24-1849 по делу N А33-7534/2023).
Таким образом, термин «государственный контроль (надзор), муниципальный контроль» в данном случае подлежит толкованию в общеупотребимом смысле как любой вид контроля (надзора), осуществляемый государственными органами и органами местного самоуправления, в том числе исключенный из-под действия федеральных законов.
КС РФ в Постановлении №39-П отметил, что элементы административно-деликтного механизма должны быть четко определены в законе так, чтобы из текста нормы каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий или бездействия.
С целью устранения выявленного КС РФ неоднозначного толкования ч. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП на практике, Минюст России разработал проект, в котором установлена возможность лицам, ведущим хозяйственную дельность, оплатить административный штраф в половинном размере вне зависимости от того, кем выявлено административное правонарушение.
Таким образом проект предоставляет возможность оплаты административного штрафа со скидкой 50% для всех хозяйствующих субъектов вне зависимости от того, кем и каким образом выявлено нарушение.
Перечень административных правонарушений, на которые не распространяется скидка на уплату штрафа в ч. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ пополнится главой 12 КоАП РФ о нарушениях в области дорожного движения. При этом возможность оплаты штрафа в размере 50% за нарушения указанные в главе 12 КоАП РФ в течение 20 дней со дня вынесения постановления или получения его по почте, предусмотрена ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ, которая остается неизменной.
Поскольку правоприменительная практика свидетельствует о наличии различных подходов к толкованию термина «государственный контроль (надзор), муниципальный контроль», то технические уточнения измененяемых норм приведут к однообразию их применения и будут более соответствовать принципам справедливости и равенства всех перед законом.
Комментарий эксперта
Вопрос, касающийся возможности бизнеса уплачивать штрафы со скидкой в 50%, является актуальным, однако неоднозначным, так как данное предложение, внедряемое в рамках государственного контроля и надзора, предполагает значительные изменения в механизмах административного наказания и взаимодействия с предпринимательской средой.
В законопроекте предлагается, что при уплате административного штрафа за административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.53, ч. 1 ст. 14.24, ст. 14.29, ч.3 ст. 15.19, ст. 15.20, 15.23.1, 15.28, ч. 12 ст. 15.29, ч. 3 ст. 15.35, ч. 1 ст. 19.7.3 КОАП, совершенное гражданином, за административное правонарушение, совершенное юридическим лицом, его должностным лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Представляется, что основная цель инициативы заключается в стимулировании предпринимательской активности и снижении административных барьеров для бизнеса. Однако, несмотря на явные позитивные аспекты, такие как снижение финансовой нагрузки на бизнес и улучшение бизнес-климата, возникают и существенные опасения.
В частности, обеспокоенность вызывает возможность снижения ответственности бизнеса перед обществом за нарушения законодательства, что может привести к ухудшению условий труда, экологической безопасности и других социально значимых аспектов.