Запись в госреестре заменит бумажные/электронные патенты, но не основания их получения: готовы поправки в ГК РФ

| статьи | печать

С целью закрепления реестрового принципа учета результатов госуслуг Минэкономразвития предложило принципиально новый подход к предоставлению Роспатентом государственных услуг по регистрации РИД и средств индивидуализации (ID проекта: 150514). Согласно поправкам в ГК РФ, в рамках реестровой модели результатом станет юридически значимая запись в государственном реестре вместо разрешительного документа (патент, свидетельство) на бумажном или электронном носителях. «ЭЖ-Юрист» спросил экспертов, зачем нужны эти поправки. Эксперты поддержали изменения, указав на своевременность их появления.

Комментарий эксперта

Предложения законопроекта, в основе которых лежит модель регистрации и подтверждения прав на недвижимость, касаются:

  • закрепления реестрового принципа учета оказания Роспатентом государственных услуг — обеспечение возможности подтверждения исключительного права или состоявшегося распоряжения исключительным правом, а также авторства и приоритета именно внесенной записью в государственный реестр;

  • введения нового способа распоряжения исключительным правом — передачи в доверительное управление исключительного права на РИД и средства индивидуализации.

Также законопроектом предлагается внесение некоторых формальных изменений для устранения разночтений при оказании определенных услуг, например, расширения полномочий Минэкономразвития в отношении объектов интеллектуальной собственности; изменения статуса реестров программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем и наделение их статусом государственных реестров.

Роспатент уже осуществил переход на выдачу правоустанавливающих документов в электронном виде, а получение их в бумажном виде (свидетельства и патенты) возможно в настоящий момент по ходатайству правообладателя. В свою очередь, реестровая модель объектов интеллектуальной собственности представляется рациональной, удобной как заявителям, так и третьим лицам, исключает необходимость представления в судебные и иные органы непосредственно правоустанавливающих документов, а также облегчает и ускоряет межведомственный обмен данными.

Подтверждение наличия исключительного права, права авторства, приоритета при помощи только обращения в государственный реестр исключит необходимость выдачи дубликатов правоустанавливающих документов, а также и саму выдачу патентов на бумажном носителе — такие изменения учтены в законопроекте; это приведет, несомненно, и к ускорению государственной регистрации и подтверждения прав на объекты интеллектуальной собственности.

Осуществленный ранее переход на выдачу правоустанавливающих документов в электронном виде позволил сократить сроки их фактического получения до 1,5—2 недель с момента уплаты государственной пошлины за регистрацию и выдачу патента/свидетельства. Приведение оказания всех государственных услуг к единому знаменателю является предпочтительным. Также это поможет обеспечить более простой механизм внесения изменений при технических ошибках, изменениях наименования или адреса правообладателя, регистрации договоров о распоряжении исключительным правом.

В отношении возможности введения нового способа распоряжения исключительным правом — передачи в доверительное управление — необходимо отметить, что ранее практика была неоднозначной, и при обращении в суд самого лица, кому исключительное право передавалось в доверительное управление, суды могли отказать в возможности защиты прав на основании договора доверительного управления, указывая на невозможность передачи правомочий по защите интеллектуальных прав по договору доверительного управления как противоречащей легальной конструкции договора доверительного управления, а также ст. 1233 ГК РФ, определяющей формы передачи исключительных прав (см., например, постановление СИП от 17.03.2015 по делу № А45-3709/2014).

Вносимые изменения будут способствовать устранению неоднозначности в определении возможности защиты исключительных прав на основании договора доверительного управления. А внесение сведений о регистрации договора доверительного управления обеспечит большую прозрачность для третьих лиц, кто осуществляет непосредственно управление и защиту исключительного права.

Комментарий эксперта

Законопроект развивает тенденцию отказа от избыточного бумажного делопроизводства и отражает текущую правовую действительность.

Правообладатели на протяжении последних лет постепенно переходили на электронные патенты и свидетельства. Более того, на практике, например, при обращении в суд с иском о защите исключительных прав на товарный знак или изобретение данные документы часто не прикладываются. Истцы подтверждают наличие прав именно записью в соответствующем реестре, что во многом обусловлено простотой получения такой выписки онлайн, особенно для юриста правообладателя, который может в любой момент самостоятельно обратиться к официальным ресурсам и немедленно получить нужный документ без необходимости запрашивать патент или свидетельство в архивах делопроизводства клиента.

В больших корпорациях (особенно иностранных) поиск необходимых документов для конкретной юрисдикции может занимать время, что, в свою очередь, может препятствовать оперативной защите нарушенных исключительных прав.

Тем не менее, согласно букве закона именно патент удостоверяет приоритет, авторство и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец (ст. 1354 ГК РФ), а приоритет и исключительное право на товарный знак удостоверяет именно свидетельство (ст. 1481 ГК РФ). В связи с вышеизложенным неудивительно, что суды спокойно относятся к представлению именно выписок из реестра в подтверждение наличия прав на объекты интеллектуальной собственности, полагаясь на принцип достоверности публичных реестров, укоренившийся в сознании оте­чественных юристов благодаря презумпции достоверности единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

На возможность применения этого принципа к реестрам Роспатента (по меньшей мере к реестру товарных знаков) уже обращал внимание КС РФ в постановлении от 14.12.2023 № 57-П по делу о проверке конституционности п. 3 ст. 1252 и подп. 2 п. 4 ст. 1515 ГК РФ в связи с запросом Суда по интеллектуальным правам. В нем отмечалось, что «в силу правовой позиции, выраженной и неоднократно подтвержденной Конституционным судом Российской Федерации в отношении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и применимой к исключительному праву на товарный знак, государственная регистрация права способствует правовой определенности в сфере гражданского оборота, позволяющей участникам соответствующих правоотношений в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав и обязанностей, и как таковая отвечает своему конституционному предназначению (постановления от 26 мая 2011 года № 10-П, от 10 ноября 2016 года № 23-П и т.д.). Кроме того, из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2018 года № 28-П следует, что государственная регистрация товарных знаков обеспечивает публичность и достоверность сведений, вносимых в Государственный реестр товарных знаков».

Поскольку принцип достоверности ЕГРН прямо закреплен в федеральном законодательстве, а также в свете описанной выше практики и общей тенденции перехода на полный электронный документооборот в государственных органах, безусловно, представляется логичным закрепить уже сформированный подход на уровне закона, отменив рудиментарную необходимость удостоверения исключительного права на объекты интеллектуальной собственности именно документом, а не записью в общедоступном государственном реестре.

Комментарий эксперта

Согласно пояснительной записке к законопроекту, его цель — закрепление ре­естрового принципа учета результатов, предоставленных Роспатентом государственных услуг по государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности (далее — РИД) и средств индивидуализации. В рамках реестровой модели отменяется выдача дубликатов. Реестровая запись будет удостоверять исключительное право, тогда как патент/свидетельство будет только содержать информацию, которая не будет иметь приоритета перед реестровой записью.

Законопроект предполагает изменение и технической стороны оформления исключительных прав на РИД и средства индивидуализации.

В частности, ст. 1232 ГК РФ предлагается дополнить указанием не просто на государственную регистрацию, а на регистрацию в «государственном реестре» соответствующего РИД/средства индивидуализации. Документ, удостоверяющий право на РИД или средство индивидуализации — свидетельство/патент, заменяется государственной регистрацией в реестре. Все, что было ранее: «установлено патентом», заменяется на: «зарегистрировано в реестре».

Патент, согласно новой редакции ст. 1353 ГК РФ, будет выдаваться только в форме электронного документа.

Расширяется перечень случаев регистрации действий, связанных с зарегистрированными РИД и средствами индивидуализации: помимо отчуждения, залога и предоставления права использования РИД или средства индивидуализации добавляется регистрация передачи в доверительное управление исключительного права. Кроме того, в ст. 1233 ГК РФ предлагается прямо закрепить, что доверительное управление относится к распоряжению исключительным правом на РИД или средство индивидуализации.

Меняется порядок определения размера пошлины по открытой лицензии в случае продления регистрации (ст. 1368 ГК РФ). Ранее предоставлялась льгота в размере 50% на следующий год после публикации сведений об открытой лицензии, что было прямо закреплено в ГК РФ. Изменения предполагают, что льгота будет определяться в порядке, который определит Правительство РФ.

Проверка соблюдения требования единства изобретения (п. 1 ст. 1375 ГК РФ) исключена из этапа формальной экспертизы заявки (п. 4 ст. 1384 ГК РФ) и отнесена к экспертизе заявки на изобретение по существу в п. 2 ст. 1386 ГК РФ. Также в экспертизу по существу дополнительно включена проверка соблюдения требований, предъявляемых к формуле изобретения, в том числе установленных подп. 3 п. 2 ст. 1375 ГК РФ. Аналогичные изменения внесены в отношении полезной модели.

Кроме того, законопроектом предусмотрено наделение Минэкономразвития новыми полномочиями по утверждению перечня сведений, вносимых в государственные реестры и публикуемых в официальных бюллетенях Роспатента.

Полагаем, что такие изменения действительно могут ускорить процесс принятия решений по регистрации. Курс на реестровую модель учета результатов предоставления государственных и муниципальных услуг был взят еще с 2010 г., переход на нее Роспатентом — закономерный шаг. Принятие предлагаемых поправок позволит снять лишние административные барьеры и связанные с ними издержки, увеличит оборачиваемость прав, что, безусловно, благоприятно для бизнеса.

Изменения вступят в силу по истечении одного года со дня официального опубликования. Такой длительный срок обусловлен необходимостью внесения изменений в нормативные акты, регулирующие, в частности, пошлины, приведения терминологии в соответствие новому закону.

Комментарий эксперта

В сфере интеллектуальной собственности процесс цифровизации был запущен еще несколько лет назад. Так, с 2021 года патенты и свидетельства на РИД и СИ по умолчанию выдаются в форме электронного документа, а в бумажной форме – только по желанию заявителя. Новый законопроект предлагает еще больше упростить процедуру государственной регистрации РИД и СИ и отказаться от обязательной выдачи охранных документов.

С одной стороны, такой подход не должен повлечь каких-либо рисков для заявителей, а также будет удобен и для других лиц. После выдачи охранных документов содержащиеся в них сведения неизбежно подвергаются изменениям – могут измениться сведения о правообладателе, исключительное право может быть передано другому лицу и т.д. Именно государственные реестры позволяют неограниченному кругу лиц получить наиболее актуальные сведения о РИД и СИ, а также об их правообладателях.

Следует отметить, что суды и государственные органы уже используют сведения из реестров Роспатента. Например, во многих спорах о защите исключительных прав на товарные знаки истцы подтверждают свои права выписками (распечатками) из государственных реестров, и суды принимают такие документы в качестве доказательств. Таким образом, несмотря на то, что формально исключительные права удостоверяются патентами и свидетельствами, на практике государственные реестры уже сейчас имеют важное значение.

Изменение подхода к государственной регистрации РИД и СИ может также в некоторой степени снизить административную нагрузку на Роспатент и сократить сроки регистрационных процедур.

С другой стороны, предлагаемый в законопроекте подход направлен на изменение давней исторической традиции и является новым для мировой практики. Хотя многие страны постепенно отказываются от бумажных патентов и свидетельств, регистрация РИД и СИ обычно завершается выдачей таких документов в электронной форме.

Принятие законопроекта неизбежно приведет к необходимости переосмыслить целый ряд положений четвертой части ГК РФ, особенно в части терминологии. В законопроекте уже предлагается отказаться от таких привычных терминов, как «заявка на выдачу патента», «отчуждение патента», «срок действия патента». При этом другие термины («право на получение патента», «патентообладатель») не изменяются. Необходимо также учитывать, что множество изменений потребуется внести и в подзаконные акты, регулирующие процедуры регистрации РИД и СИ.

В связи с этим представляется, что законопроект заслуживает детального анализа и широкого общественного обсуждения как с правообладателями, так и со специалистами в сфере интеллектуальной собственности.