Точка в споре. Власти определились с повышением утильсбора на авто и спецтехнику

| статьи | печать
Точка в споре. Власти определились с повышением утильсбора на авто и спецтехнику

После долгих дискуссий правительство установило долгосрочную шкалу индексации утилизационного сбора до 2030 г. для легковых, легких коммерческих, грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов, а также для некоторых видов дорожно-строительной техники. Нововведения начнут действовать с 1 октября текущего года. Такая шкала сделает условия рынка более прозрачными для бизнеса, считает кабмин.

Выступая за введение долгосрочной шкалы, Минпромторг говорил, что такой подход поможет сформировать прогнозируемые условия для принятия инвестиционных решений как отечественными, так и готовыми к локализации зарубежными производителями. Это важно для реализации совместных промышленных проектов. Решение определить правила игры заранее принято в отношении тех видов техники, которые серийно выпускаются на территории России в достаточном объеме для удовлетворения запросов внутреннего рынка.

Новые коэффициенты будут действовать как для производителей техники, так и для импортеров. «Обращаем внимание, что в части импорта автомобильной техники изменения не затрагивают льготные коэффициенты, действующие для физических лиц, самостоятельно ввозящих в Россию автомобиль с объемом двигателя до 3 л для личного пользования. Кроме того, по итогам процедуры общественного обсуждения проекта постановления были скорректированы коэффициенты для расчета сумм утильсбора в отношении седельных тягачей, используемых для осуществления международных перевозок», — уточнили в Минпромторге.

Утильсбор на автомобильную технику и прицепы будет проиндексирован с 1 октября 2024 г. — на первом этапе ставка увеличится в среднем на 70—85%, в дальнейшем она будет индексироваться на 10—20% с 1 января каждого последующего года.

При этом для расчета суммы утилизационного сбора на транспортные средства, ввезенные в Россию до 1 октября 2024 г., будут действовать предыдущие коэффициенты при условии подачи документов в таможенные органы не позднее 15 октября 2024 г.

В части дорожно-строительной техники решено индексировать утильсбор с 1 января 2025 г. с увеличением ставки на 15% ежегодно. При этом на некоторые виды спецтехники, производство которых в РФ пока находится на этапе освоения, предусмотрена отложенная индексация, которая вступит в силу не ранее 2026 и 2028 гг. (на экскаваторы и экскаваторы-погрузчики).

Как подчеркнули в Минпромторге, все утвержденные коэффициенты расчета утильсбора сформированы с учетом перспективного уровня инфляции и влияния других макроэкономических факторов. При этом ведомство пообещало, что будет и дальше следить за ценообразованием отечественных производителей и предоставлять предприятиям комплекс мер господдержки, направленный на то, чтобы индексация не отразилась на стоимости российской автомобильной и спецтехники. Так, уже принято решение о дофинансировании программ льготного автокредитования и льготного лизинга на 2024 г.

Комментарий эксперта

Утверждение долгосрочной шкалы индексации утильсбора до 2030 г. — своевременное для российского авторынка решение, которое важно для всех, и для нас, как для производителя автомобилей, особенно. Такой подход положительно скажется на формировании наших инвестиционных планов и повысит прогнозируемость рыночных условий. Это важно и для технологического партнерства. Даже с учетом принятых изменений российским автомобилистам не стоит опасаться, что индексация утильсбора спровоцирует значительные скачки цен на автомобили, особенно собираемые в России. Кроме того, коэффициенты на авто объемом двигателя до 3 л, ввозимые физическими лицами для личного пользования, повышаться не будут.

Комментарий эксперта

К 2030 г. утильсбор увеличится на 390% к значению до 1октября 2024 г. Средняя цена автомобиля только за счет увеличения утильсбора увеличится за это время на 1 млн руб. С точки зрения простейшей эластичности спроса спрос на автомобили при увеличении цены на 1 млн дополнительно ко всем остальным факторам (например, инфляции) должен снизиться на 30—40%. Теоретически этот спрос должен сместиться на автомобили, на которые утильсбор не распространяется, то есть локального производства.

Произойдет ли смещение спроса в реальности на локальное производство, будет зависеть от множества других факторов. Поскольку локальные бренды тоже платят утильбор, но он в конце года возмещается им в виде субсидий, данный механизм мотивации локального производства не является объективно эффективным, так как связывает деньги в денежном потоке до момента возмещения.

Комментарий эксперта

Увеличение утилизационного сбора фактически лишь повысит стоимость автомобилей, так как его будут отражать в конечных ценах для потребителей, а на деятельности предприятий производителей автомобилей и специальной техники напрямую он не отразится, так как их издержки останутся прежними. Однако компании, которые берут авто или спецтехнику в аренду или лизинг, увеличат свои издержки на данную статью расходов, что также рискует разогнать инфляцию в России.

Эти нововведения мы оцениваем как вынужденную меру Правительства РФ из-за дефицита российского бюджета, потому что в период борьбы Центрального банка с высокой инфляцией в стране такие меры только усложняют работу регулятора и отдаляют его от достижения целевого уровня по инфляции в стране в 4% годовых.