После долгих дискуссий правительство установило долгосрочную шкалу индексации утилизационного сбора до 2030 г. для легковых, легких коммерческих, грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов, а также для некоторых видов дорожно-строительной техники. Нововведения начнут действовать с 1 октября текущего года. Такая шкала сделает условия рынка более прозрачными для бизнеса, считает кабмин.
Выступая за введение долгосрочной шкалы, Минпромторг говорил, что такой подход поможет сформировать прогнозируемые условия для принятия инвестиционных решений как отечественными, так и готовыми к локализации зарубежными производителями. Это важно для реализации совместных промышленных проектов. Решение определить правила игры заранее принято в отношении тех видов техники, которые серийно выпускаются на территории России в достаточном объеме для удовлетворения запросов внутреннего рынка.
Новые коэффициенты будут действовать как для производителей техники, так и для импортеров. «Обращаем внимание, что в части импорта автомобильной техники изменения не затрагивают льготные коэффициенты, действующие для физических лиц, самостоятельно ввозящих в Россию автомобиль с объемом двигателя до 3 л для личного пользования. Кроме того, по итогам процедуры общественного обсуждения проекта постановления были скорректированы коэффициенты для расчета сумм утильсбора в отношении седельных тягачей, используемых для осуществления международных перевозок», — уточнили в Минпромторге.
Утильсбор на автомобильную технику и прицепы будет проиндексирован с 1 октября 2024 г. — на первом этапе ставка увеличится в среднем на 70—85%, в дальнейшем она будет индексироваться на 10—20% с 1 января каждого последующего года.
При этом для расчета суммы утилизационного сбора на транспортные средства, ввезенные в Россию до 1 октября 2024 г., будут действовать предыдущие коэффициенты при условии подачи документов в таможенные органы не позднее 15 октября 2024 г.
В части дорожно-строительной техники решено индексировать утильсбор с 1 января 2025 г. с увеличением ставки на 15% ежегодно. При этом на некоторые виды спецтехники, производство которых в РФ пока находится на этапе освоения, предусмотрена отложенная индексация, которая вступит в силу не ранее 2026 и 2028 гг. (на экскаваторы и экскаваторы-погрузчики).
Как подчеркнули в Минпромторге, все утвержденные коэффициенты расчета утильсбора сформированы с учетом перспективного уровня инфляции и влияния других макроэкономических факторов. При этом ведомство пообещало, что будет и дальше следить за ценообразованием отечественных производителей и предоставлять предприятиям комплекс мер господдержки, направленный на то, чтобы индексация не отразилась на стоимости российской автомобильной и спецтехники. Так, уже принято решение о дофинансировании программ льготного автокредитования и льготного лизинга на 2024 г.