Импортозамещение в текстильной промышленности: как российские производители спортивной одежды адаптируются к новым условиям

| статьи | печать

С введением санкций у многих отечественных производителей возникли трудности с закупкой сырья, комплектующих, логистикой, сбытом. Пришлось оперативно перестраивать бизнес-процессы, искать субституты и новых поставщиков. Изменения коснулись и сферы производства спортивной одежды. О том, какие проблемы пришлось решать предпринимателям, как они адаптировались, к каким положительным эффектам это привело, рассказал Виталий Цыганков, генеральный директор компании FORWARD — российского производителя спортивной и casual-одежды.

Первые эффекты санкций

В первую очередь бизнес столкнулся с логистическими сложностями. Ряд рынков, например европейский, оказались закрыты для российских производителей спортивных товаров, одежды, инвентаря, аксессуаров. Изменились источники закупки сырья и комплектующих. Многим пришлось искать альтернативные пути доставки грузов. Выросший валютный курс привел к кратному удорожанию продукции. Производителям понадобилось больше года на адаптацию. Прежде всего на переориентацию товарооборота на страны Юго-Восточной Азии, преимущественно Китай.

Точки роста

Санкции послужили толчком к модернизации, развитию и расширению мощностей отечественных компаний. Сокращение импорта ослабило конкуренцию с западными брендами в ретейле и создало новые возможности для российских производств. Бизнес увидел благоприятные перспективы перехода от перепродажи к производству.

Появились локальные импортозамещающие производства, которые позволили уменьшить зависимость от импорта, сократить плечо доставки, демократизировать цены. Например, наша компания FORWARD модернизировала производство на собственной фабрике в Твери и расширила ассортимент товаров для спорта, спортивной и casual-одежды из отечественного сырья.

Часть компаний так же, как и мы, нацелились на развитие собственного производства на территории России. В ретейле появилось больше отечественных марок. В результате потребители получили качественные и при этом доступные для себя альтернативы зарубежным маркам.

Отечественные производства стали получать больше заказов. В отрасль пошли инвестиции. Наша компания отреагировала на возросший спрос диверсификацией ассортимента и разработкой новых коллекций. Например, решили занять нишу по производству футбольной формы и выпустили соответствующую коллекцию. Разработали одежду для футбола: тренировочные костюмы, шорты, футболки, рубашки-поло, парадные костюмы, ветрозащитные куртки, рюкзаки, гетры, носки, манишки, кроссовки и сланцы, теплые куртки, шапки и перчатки, термобелье и полотенца. Наши дизайнеры позаботились о том, чтобы каждая вещь наполняла владельца энергией победы и выражала его стремление к достижению лучших результатов.

Перед запуском коллекции мы советовались с игроками профессиональных клубов и функционерами Российского футбольного союза. Они участвовали в разработке одежды, благодаря чему мы смогли продумать все до мельчайших деталей. По просьбе спортсменов сделали шевроны из мягкого силикона. В отличие от стандартных нашивок, они не натирают и не создают игрокам дискомфорт. Саму форму сделали из износостойких, гипоаллергенных тканей с терморегулирующими и влагоотводящими свойствами.

Первую тестовую партию формы мы поставили в ФК «Тверь», ГБУ ДО КК СШ «Академия футбола» в Краснодаре и СШ по футболу в Калуге. После поставки провели опрос о качестве формы среди игроков, тренеров и родителей воспитанников спортивных школ. Все без исключения ответили, что остались довольны качеством. Также они попросили добавить несколько новых позиций: компрессионные футболки с коротким и длинным рукавами, рашгарды, вратарские перчатки, спортивные бутылки для воды и сетки для мячей. Еще попросили сделать мерч для болельщиков и женскую коллекцию футбольной формы. Мы уже приступили к разработке этих позиций. Первые тестовые образцы по­явятся уже в этом сезоне. Кроме того, возможно, что в ближайшем будущем мы будем поставлять форму топовым российским клубам — сейчас ведем переговоры.

Также мы глубже пошли в нишу Sport Casual и выпустили новую коллекцию. Наши дизайнеры совместили модные тренды и современный спортивный стиль и разработали одежду, уместную для любой задачи: тренировка, прогулка, выход в свет.

Стоит отметить, что российские потребители привыкли к высокому качеству иностранных брендов спортивной одежды. После их ухода отечественным компаниям пришлось улучшать производство, внедрять новые технологии, закупать материалы наивысшего качества. Так они смогли доказать свою конкурентоспособность с зарубежными производителями.

В своем производстве мы всегда использовали и развивали следующие технологии: organic cotton, rotex, dry plus, polydew tex.

Что сейчас

Пока рано говорить о полном импортозамещении, хотя российские торговые марки во многом заменили на полках магазинов зарубежные аналоги в сфере товаров для спорта и отдыха: одежды, обуви, аксессуаров, инвентаря и т.д.

Параллельно появились дополнительные экономические и социальные эффекты: возникли смежные производства и новые рабочие места, вырос спрос на квалифицированный персонал. И этот процесс набирает обороты.

В целом спрос на спортивные товары и одежду в России стабильный. Он растет с каждым годом за счет моды на конкретные виды спорта, популярности здорового образа жизни, потребности чувствовать принадлежность к спортивному сообществу. Влияет и российский менталитет — в нашей стране принято визуально выражать гордость за спортивные достижения через национальную символику.

И конечно, популярность спортивной одежды обусловлена ее потребительскими качествами: удобна в ношении и уходе, практична, долго сохраняет внешний вид и функциональность, позволяет выглядеть модно и актуально.

Аналитики отмечают стабильный рост рынка спортивной одежды в России в последние три года и прогнозируют продолжение подъема. Компания Busines Stat оценила прирост продаж спортивной одежды в прошлом году до 8,7%. То есть ниша остается привлекательной для инвестиций, а значит, отечественный потребитель получит больше качественных товаров для спорта и отдыха российского производства.

 

Продажи спортивной одежды в России в 2019—2023 гг., млн шт.

 

2019

2020

2021

2022

2023

Продажи, млн шт.

30,4

24,7

27,9

29,3

31,8

Динамика, % к предыдущему году

–18,8

13,0

4,9

8,7

Источник: BusinesStat


К сведению

Уход крупнейших игроков и фокус на ЗОЖ. Что помогает производителям спортивной одежды

Согласно исследованию компании BusinesStat, в 2020 г. продажи спортивной одежды в стране сократились на 18,8%. На продажах негативно сказалось снижение доходов населения, однако более существенную роль сыграло закрытие офлайн-магазинов в стране на фоне пандемии.

Участники рынка отмечают, что падение могло бы быть и более существенным, если бы не рост доли продаж через онлайн-магазины и маркетплейсы. Несмотря на ограничительные меры, у многих потребителей возникала необходимость своевременной покупки спортивной одежды, например, во время смены сезона либо с износом или порчей имеющейся спортивной одежды. Как отмечают представители ретейла, доля интернет-продаж в целом за 2020 г. выросла на 15—30%.

В 2021 г. магазины спортивной одежды заработали в штатном режиме, а располагаемые денежные доходы населения увеличились. За 2021—2023 гг. продажи спортивной одежды в России выросли на 29% и достигли 31,8 млн шт. Продажи росли ежегодно, восстанавливаясь после падения из-за пандемии. В 2022 г. было прекращено либо значительно ограничено присутствие на российском рынке ряда крупнейших компаний — производителей спортивной одежды (Adidas, Nike, Reebok, Decathlon).

Освободившиеся ниши попытались заполнить отечественные компании. Кроме того, за уходом с российского рынка одних зарубежных игроков последовал выход на рынок других, прежде всего китайских. Отметим также, что товары ушедших брендов продолжают быть представленными в России благодаря системе параллельного импорта. Таким образом, с уходом ряда крупных брендов российский рынок не испытал недостатка в предложении продукции.

Этим объясняется тот факт, что продажи спортивной одежды в стране в 2022 г. не снизились: темп их прироста лишь сократился до 4,9%. На замедление роста продаж оказал влияние и такой фактор, как снижение в 2022 г. реальных доходов населения.

В 2023 г. рынок спортивной одежды в России активно перестраивался и развивался. Возобновившийся рост доходов россиян способствовал ускорению темпов прироста продаж до 8,7%. Авторы исследования обратили внимание на положительное влияние на продажи и такой долгосрочной тенденции, как рост популярности различных видов спорта и физической активности. В результате действия всех этих факторов в 2023 г. продажи спортивной одежды в России на 4,6% превысили уровень допандемийного 2019 г.