Законопроект предлагает добавить в ГК РФ ст. 152.3, которая установит охрану голоса как объекта личных неимущественных прав гражданина по аналогии с его изображением.
Согласно законопроекту под охрану попадают как прямая запись голоса, так и запись, сгенерированная при помощи специальных технологий (искусственный интеллект и иные технологии, которые способны воссоздать голос человека).
Использование таких записей будет возможно только с согласия гражданина, чей голос используется (а после его смерти — с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей).
При этом отдельно оговаривается, что согласие не требуется: (1) при использовании голоса в государственных, общественных или иных публичных интересах, (2) если голос гражданина записан в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (если голос — не основной объект использования), и (3) если запись голоса гражданина производилась за плату.
Если голос без согласия будет распространяться в интернете, лицо может требовать удаления соответствующей записи и пресечения ее дальнейшего использования и распространения.
Проблема с незаконным использованием голоса действительно существует. Хотя на данном этапе это, скорее, одна из проблем, которая возникает в связи с широким развитием технологий.
Люди с помощью технологий, доступных уже практически каждому человеку, могут исказить реальность, представить ее в нужном им свете, а у пользователя нет возможности и инструментов для того, чтобы отличить искажение от реальности. Сюда можно отнести не только искажение голоса, но и синтез изображений и видео (дипфейк), использование чужих образов, искажение окружающих нас событий и манипулирование информацией.
В продолжение проблемы с использованием чужих образов возникает много вопросов о правомерности использования голоса (синтеза голоса) пародиста (то есть лица, которое намеренно копирует чей-то голос и стремится, чтобы он был неотличим).
Проблема с синтезом речи на самом деле является частью более широкой проблемы, поэтому важно попытаться выработать комплексный подход к решению именно второй. И желательно сделать это технически нейтральным образом (не упоминая прямо, например, технологию искусственного интеллекта, а описывая в целом технологии, которые способны привести к описанному выше результату).
По нашему мнению, законопроект нуждается в дальнейшей проработке.
В пояснительной записке отмечается, что у гражданина есть право самостоятельно решать, как распоряжаться записями своего голоса (в том числе сгенерированного).
Это право особенно актуально в связи с активным развитием и использованием технологий синтеза речи, которые могут использоваться (1) для замены человека, например, при озвучивании контента, для автоматизации работы операторов кол-центров, голосовых помощников и др., а также (2) для имитации голоса конкретного человека как для добросовестных, так и, возможно, для недобросовестных действий.
Тем не менее в текущей редакции законопроект, по нашему мнению, все еще является сырым. В первую очередь из-за способов защиты. Так, гражданин, в случае нарушения его личного неимущественного права на голос имеет право требовать компенсации морального вреда. Кроме того, он может требовать удаления записи голоса из интернета, но если нарушитель добровольно не удалит записи, то для принудительного удаления потребуется обратиться в суд.
За это время нарушитель успеет добиться поставленных целей (открутить нужный материал, провести рекламную кампанию по продвижению товара) и удалить запись (в том числе по решению суда), а в качестве ответственности должен будет заплатить компенсацию морального вреда (которую обычно взыскивают в очень небольших размерах).