Мораторий на проверки бизнеса продлен до 2030 года, но со значительными изменениями

| статьи | печать

В 2022 г. правительство утвердило особенности организации и осуществления госконтроля (постановление от 10.03.2022 № 336). И вот два года спустя в него внесены изменения1, касающиеся совершенствования отдельных вопросов организации и осуществления контрольной (надзорной) деятельности. В частности, изменены сроки взаимодействия проверяющих с контролируемым лицом, порядок выдачи предписаний по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, применения контрольно-кассовой техники и пр. Эксперты рассказали «ЭЖ-Юристу», чего ждать бизнесу.


1 Постановление Правительства РФ от 11.09.2024 № 1234 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336».

Комментарий эксперта

Правительство РФ в 2022 г. ввело мораторий на проверки бизнеса для облегчения санкционного давления, а также установило запрет на проведение плановых контрольных и надзорных мероприятий. В частности, запрет распространялся на выездные и документарные проверки Роструда, контрольные закупки и визиты инспекторов. Однако проверяющие органы могли проводить проверки по закрытому перечню случаев. В новой редакции, вступившей в силу с 21 сентября, этот перечень расширен.

Теперь ФНС после согласования с прокуратурой может провести внеплановую проверку в случае, если выявится факт, что юридическое лицо или ИП осуществляют деятельность, указанную в ч. 2 ст. 8 Закона о защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля без предоставления уведомления о начале осуществ­ления этой деятельности.

Кроме того, без уведомления можно провести проверку соблюдения обязательных требований к продукции, которая подлежит обязательной маркировке средствами идентификации, в организациях, которые осуществляют розничную продажу таких товаров.

Помимо этого, правительство скорректировало сроки проведения проверок, в частности увеличено время взаимодействия с контролируемыми лицами в ходе пожарного рейдового осмотра: теперь пожарный инспектор может взаимодействовать с каждым из них до 10 рабочих дней включительно.

Как видно, новые правила касаются широкого круга предпринимателей. Несмотря на то, что внеплановые проверки осуществляются в большинстве своем в случаях обращений граждан о нарушениях или после их обнаружения самими органами контроля, рекомендуем перепроверить все свои документы на соответствие действующим нормам закона и быть готовыми к любым визитам инспекторов.

Комментарий эксперта

Среди основных нововведений, вносимых постановлением, стоит отметить следующие. Теперь новым основанием для проведения внепланового контрольно-надзорного мероприятия, проверки является не предоставление уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности в случаях, установленных ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей <…>». Такая внеплановая проверка проводится по согласованию с органом прокуратуры.

Кроме этого, до 2030 г. при осуществлении контрольной закупки в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники инспектор вправе незамедлительно начать проведение документарной проверки или выездной проверки. В отношении проведения таких проверок не требуется принятие решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

Информация о документарной проверке или выездной проверке, проведенных в соответствии с вышеуказанным порядком, вносится в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий в течение пяти рабочих дней с момента начала соответствующей проверки. Критерии принятия решения о проведении документарной проверки или выездной проверки утверждаются Федеральной налоговой службой по согласованию с Минэкономразвития России.

Ранее такого исключения для проведения внепланового контроль-надзорного мероприятия по соблюдению требований законодательства в сфере применения контрольно-кассовой техники установлено не было. По общему правилу для начала проведения документарной или выездной проверки во всех случаях требовалось принятие налоговым органом соответствующего решения.

Как видно из приведенных выше норм, они направлены на усиление государственного контроля в таких сферах деятельности, где риск причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также риск возникновения угрозы безопасности государства, является повышенным и требующим более пристального внимания.

Комментарий эксперта

Изменения коснулись и проверок на объектах, деятельность на которых осуществляют несколько контролируемых лиц. В таком случае, например, в рамках пожарного надзора при проведении рейдового осмотра срок взаимодействия с одним контролируемым лицом может превышать один рабочий день, но составлять не более 10 рабочих дней. Также до 10 дней (без указания на то, рабочие это дни или календарные) продлен срок профилактического визита, не предусматривающий возможность отказа от него, для образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, социального обслуживания и общественного питания детей.

Кроме того, без уведомления контролируемых лиц, то есть внезапно, проверки будут проводить при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований к продукции, подлежащей обязательной маркировке средствами идентификации.

Помимо этого, по решению должностного лица налогового органа, уполномоченного осуществлять контроль за соблюдением законодательства о ККТ, срок контрольной закупки может быть продлен до 25 рабочих дней, а контролируемое лицо уведомляется об этом в течение двух рабочих дней с момента завершения такой закупки. Акт по результатам контрольной или мониторинговой закупки может быть оформлен в течение пяти рабочих дней со дня окончания процедуры. Данное правило будет действовать до 2030 г. Таким образом, отныне контрольная закупка налогового органа в любой момент может превратиться в полноценную проверку деятельности предприятия.

Комментарий эксперта

Помимо расширения возможности проверяющих, дополнен перечень случаев, когда выдача предписаний по итогам контрольных (надзорных) мероприятий допускается без взаимодействия с контролируемым лицом, в том числе в случае выявления нарушений обязательных требований в области транспортной безопасности, а также выявления нарушений порядка применения ККТ. Разрешено без уведомления контролируемых лиц проводить проверки при выявлении индикаторов риска нарушения требований к продукции, подлежащей обязательной маркировке, реализуемой в розницу.

Постановлением увеличено время проведения контрольных (надзорных) мероприятий:

1) срок проведения рейдового осмотра в рамках федерального государственного пожарного надзора на объектах, деятельность на которых осуществляют несколько контролируемых лиц — 10 рабочих дней;

2) срок проведения профилактического визита — 10 рабочих дней с возможностью продления не более чем на 10 рабочих дней;

3) срок проведения контрольной закупки в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники — 25 рабочих дней.

В целом отметим, что постановление направлено на повышение эффективности контрольно-надзорных мероприятий уполномоченных органов в наиболее значимых для интересов государства и общества сферах за счет некоторого расширения оснований для проверок юридических лиц и ИП