Минэкономразвития разработало параметры применения федерального инвестиционного налогового вычета (ФИНВ) по налогу на прибыль организаций. Проект соответствующего правительственного постановления опубликован на Едином портале для размещения проектов нормативно-правовых актов (НПА).
Напомним, что Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» дополнил Налоговый кодекс РФ ст. 286.2, которая регулирует положения, связанные с ФИНВ. Этот закон подписан в целях поддержки инвестиционной активности компаний в условиях увеличения ставки налога на прибыль с 1 января 2025 г. Налоговый кодекс РФ дополнен положениями о предоставлении организациям ФИНВ, который дает право уменьшать сумму налога на прибыль организаций, подлежащую зачислению в федеральный бюджет, на расходы на создание, приобретение, модернизацию основных средств и нематериальных активов.
Обращаем внимание, что решение об использовании права на вычет нужно будет отражать в учетной политике. Также после вычета налог, который должен быть перечислен в федеральный бюджет, в 2025—2030 гг. не должен быть ниже налога, рассчитанного по ставке 3% (п. 6 ст. 286.2 НК РФ). Отметим, что при применении вычета необходимо выполнение условия, что ФИНВ текущего периода по общему правилу не может превышать 50% от расходов, которые формируют первоначальную стоимость основных средств (ОС) и амортизируемых нематериальных активов (НМА). Статьей 286.2 НК РФ предусмотрены исключения о том, что к расходам, по которым налогоплательщик использовал вычет, нельзя применить амортизационную премию. Еще и при реализации или ином выбытии ОС или НМА до истечения пяти лет с момента ввода в эксплуатацию нужно восстановить налог, который не был уплачен из-за вычета. Здесь также возникают пени, которые следует уплатить.
Если реализация или иное выбытие основного средства (нематериального актива) произошли уже по истечении срока их полезного использования, восстанавливать налог не нужно. При ликвидации ОС данные положения не применяются.
Не вправе применять ФИНВ следующие категории налогоплательщиков:
1) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ;
2) организации, признаваемые участниками СЗПК;
3) кредитные организации;
4) организации, осуществляющие производство подакцизных товаров, указанных в подп. 1, 2, 3, 3.1, 5, 16, 17, 23 п. 1 ст. 181 НК РФ.
Это исключение предусмотрено в п. 10 ст. 286.2 НК РФ.
Обращаем внимание, что получателей вычета, объекты применения, размер и другие подобные параметры должно установить Правительство РФ.
Параметры применения ФИНВ
Проект постановления Правительства РФ «О параметрах применения федерального инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций» разработан в соответствии с п. 54 ст. 2 Федерального закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ.
В соответствии с п. 3 ст. 286.2 НК РФ предлагаемый проект постановления устанавливает:
-
категории налогоплательщиков, которые могут применять вычет;
-
категории объектов основных средств и нематериальных активов, к которым применяется ФИНВ;
-
характеристики группы, в которую входят лица, указанные в п. 2 ст. 286.2 НК РФ;
-
порядок и условия применения ФИНВ;
-
порядок определения величины ФИНВ.
Отметим, что право на применение федерального инвестиционного налогового вычета получат организации, осуществляющие основную деятельность в сферах:
-
добычи полезных ископаемых;
-
обрабатывающих производств;
-
обеспечения электрической энергией, газом и паром;
-
деятельности гостиниц и предприятий общественного питания (в определенном случае);
-
научных исследований и разработок.
То есть вычет получат организации по основному ОКВЭД, указанному в ЕГРЮЛ.
Размер ФИНВ составит 6% от суммы расходов, указанных в п. 4 ст. 286.2 НК РФ (на создание и модернизацию ОС и НМА).
Параметры, разработанные Минэкономразвития, вступят в силу с 1 января 2025 г.
В пояснительной записке указывается, что проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В связи с тем, что проект постановления не содержит положений в части изменения общих принципов правового регулирования, анализ правоприменительной практики не требуется.
Принятие проекта постановления не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предложения РСПП
От Российского союза промышленников и предпринимателей поступало предложение правительству о том, что при расчете ФИНВ (вычет вводится для компенсации инвестиционно-активным компаниям повышения налога на прибыль с 2025 г. до 25% с 20%) следует учитывать любые инвестиции в приоритетных видах деятельности. Исходя из этого объем финансирования вычета должен был составить 500 млрд руб.
«У нас была запросная позиция. Она выражалась не в цифре, а в формуле. Формула была такая, что надо любые инвестиции освобождать от налога в виде этого вычета, а вот сами направления инвестиций можно было бы определять, в частности, по ОКВЭДам, не по конкретным проектам, а по перечню продукции, видов деятельности и т.д. Мы прикидывали по приоритетным направлениям, получалось, что в этой схеме порядка 500 млрд руб.», — сказал глава РСПП Александр Шохин.
С учетом того, что механизм ФИНВ только запускается, а перечень приоритетных инвестпроектов пока ограничен, РСПП, отметил Александр Шохин, согласилось на итоговую сумму в 200 млрд руб., которую предполагается заложить в бюджет для финансирования ФИНВ в 2025 г.
ФИНВ является частью проведенного властями в 2024 г. обновления налоговой системы, в числе ключевых положений которого наряду с введением прогрессивной шкалы НДФЛ стало увеличение с 2025 г. ставки налога на прибыль с 20 до 25%. Этот шаг, как оценивал Минфин, даст в бюджетную систему в 2025 г. дополнительно 1,6 трлн руб., а за 2025—2027 гг. — порядка 5 трлн руб.
В РСПП отмечают, что одновременно с повышением ставки налога на прибыль был введен ФИНВ. Вычет не может превышать 50% от суммы расходов на первоначальную стоимость основного средства или амортизируемого нематериального актива. В законе прописаны категории налогоплательщиков, которые не имеют права применять ФИНФ. Как уже упоминали, к ним относятся иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ; участники СЗПК; банки; организации, осуществляющие производство подакцизных товаров. При этом категории объектов основных средств и нематериальных активов, к которым применяется ФИНВ, порядок и условия его применения должны быть установлены постановлением правительства (РСПП неоднократно настаивал на включении формулы расчета ФИНВ в Налоговый кодекс РФ).