Законен ли штраф, если сведения для выплаты больничного поданы не вовремя из-за сбоя программы?

| статьи | печать

В споре, рассмотренном в постановлении АС Северо-Западного округа от 03.09.2024 № Ф07-11261/2024 по делу № А42-10292/2023, компании удалось доказать, что она не виновата в несвоевременном представлении сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности.

Суть дела

В ходе камеральной проверки представленных страхователем сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, СФР (далее — фонд) обнаружил, что компанией несвоевременно представлены сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности с датой закрытия 25 июля 2023 г. Компания была привлечена к ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 15.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», в виде штрафа в сумме 5000 руб.

Компания посчитала штраф необоснованным, поскольку в несвоевременном предоставлении сведений нет ее вины, так как задержка вызвана техническим сбоем в программе. Она обратилась в суд с требованием признать решение фонда недействительным.

В свою очередь, фонд полагал, что штраф начислен правомерно. Оператор электронного документооборота получил сообщение от фонда и не сформировал сообщение для дальнейшего направления страхователю, следовательно, сообщение получено компанией 25 июля 2023 г.

Решение судов

Суды трех инстанций требования компании удовлетворили. При этом они отметили следующее. Привлекая страхователя к ответственности за несвоевременное предоставление сведений для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, фонд исходил из того, что 25 июля 2023 г., в 17:00:31 в адрес компании через информационную систему взаимодействия был направлен запрос о подтверждении данных, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, однако ответ на этот запрос в установленный законом срок (до 28 июля 2023 г.) не был представлен.

В целях выяснения обстоятельств неполучения запроса фонда компания запросила у оператора акт технического анализа. Согласно ответу оператора, с 1 июля 2023 г. при взаимодействии между сервисами оператора и системой социального документооборота фонда наблюдалась нестабильная работа.

По ходатайству компании суд истребовал у оператора сведения о дате доставки (получения) компанией запроса, направленного фондом автоматически по электронной системе взаимодействия 25 июля 2023 г. либо о причинах, по которым запрос не был доставлен. Оператор подтвердил, что 25 июля 2023 г. в адрес компании файлов неформализованного документооборота не поступало.

Компания также представила в суд выгрузку из программного обеспечения, содержащую сведения о входящих запросах фонда за период с 25 июля по 30 августа 2023 г., свидетельствующую об отсутствии спорного входящего запроса в адрес компании.

В результате суды пришли к выводу, что фондом не представлено надлежащих и достаточных доказательств, подтверждающих получение компанией спорного запроса, возможности представить необходимые сведения в установленный законом срок. Указанные обстоятельства были расценены судами в качестве объективных препятствий, не позволяющих компании направить в адрес фонда сведения для назначения пособия по временной нетрудоспособности в срок до 28 июля 2023 г., в связи с чем суды сделали вывод об отсутствии в действиях компании вины в совершении нарушения, а соответственно, и оснований для привлечения ее к ответственности.