Научный подход. Компании нацелены увеличивать расходы на НИОКР с госпомощью

| статьи | печать

Бизнес планирует наращивать инвестиции в НИОКР, но рассчитывает на поддержку государства в этом вопросе. Об этом говорят данные экспресс-опроса, который провели Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Большинство респондентов ожидают увеличения роста соответствующих расходов уже в ближайшие три года.

Исследование показало, что подавляющее большинство компаний (86%) занимались НИОКР в течение предыдущих трех лет. Чаще всего организации осуществляли эти работы собственными силами (91%). Также значительное число компаний обращалось к услугам государственных вузов и научно-исследовательских институтов на договорной основе (44%) и частных исследовательских фирм (33%). Реже они пользовались помощью базовых кафедр и лабораторий (18%) или зарубежных R&D-центров (5%).

В течение последних трех лет предприятия увеличили свои затраты на исследования и разработки: около 38% опрошенных отметили их существенный рост (больше 10%), а умеренный (до 10%) рост зафиксировали примерно 25% организаций. Ожидается, что положительная тенденция в расходах сохранится и в последующие три года, хотя темпы будут менее активными по сравнению с нынешним периодом. После 2027 г. возможно замедление инвестиций в НИОКР: лишь 32% участников опроса рассчитывают на прирост, превышающий 10%.

На динамику корпоративных затрат на науку в значительной мере влияют госзакупки НИОКР и гранты от институтов развития — по 75% респондентов отметили влияние этих двух факторов как значительное. Эффекты от субсидирования затрат на НИОКР компании оценили как неоднозначные, что связано со сложными условиями получения субсидий и повышенными требованиями к уровню софинансирования. Налоговый вычет расходов на НИОКР с повышающим коэффициентом 1,5 дает выгоды по большей части крупным компаниям, поэтому оценки его влияния тоже расходятся.

Основными причинами, препятствующими увеличению затрат предприятий на НИОКР, являются недостаток собственных финансовых ресурсов (48%), неопределенность в экономической обстановке (32%) и нехватка господдержки для НИОКР (28%).

В течение последних трех лет более половины опрошенных (54,4%) уже обращались за помощью государства в организации исследований и разработок, и еще 30% намерены воспользоваться такой поддержкой. Наиболее востребованные меры — субсидии на обеспечение затрат/части затрат (42% ответов) и налоговые льготы — освобождение от НДС (35%), налоговый вычет с повышающим коэффициентом 1,5 (32%). Также отмечается высокий интерес к различным форматам поддержки интеграции науки и бизнеса (35%) и грантов институтов развития (29%).

Основными препятствиями для использования мер поддержки НИОКР, по мнению опрошенных компаний, являются сложные процедуры их получения, высокие затраты на администрирование и отчетность, а также значительные риски недостижения целевых показателей и последующие штрафы. Часть респондентов (24%) упоминали разрозненность мер поддержки НИОКР и отсутствие «одного окна». Лишь 3% опрошенных указали на малую эффективность проведения НИОКР и 5% — на незначительный эффект от соответствующих инструментов господдержки, что в целом говорит о готовности компаний ими пользоваться.

Участники экспресс-опроса в целом оценивают положительно динамику своих планируемых затрат на НИОКР и отмечают ключевую роль господдержки. Вместе с тем серьезными препятствиями для ее использования компании называют сложность получения, высокие издержки администрирования и штрафы в случае недостижения целевых показателей.



Комментарий эксперта

Современный экономический рост большинства стран мира базируется на результатах научно-технического прогресса и технологическом развитии реального сектора. Промышленность традиционно тесно связана с наукоемкими технологиями. Их разработка и внедрение требует значительных инвестиций в НИОКР.

Последнее время двузначными темпами фиксируется рост в обрабатывающей промышленности и секторе наукоемких и высокотехнологичных производств. Особое место в этом ряду в текущих условиях занимает оборонно-промышленный комплекс с ядром — госкорпорацией «Ростех» и сотнями организаций в производственно-технологической цепочке, реально занимающимися научными исследованиями и разработками.

Дело в том, что ОПК сегодня — это один из «локомотивов» научно-технологического развития страны, в котором сохранился полный инновационный цикл от НИР и ОКР, до прототипирования и серийного производства.

Важно отметить, что СВО придало оборонно-промышленному комплексу серьезный импульс к развитию, значительно увеличен государственный заказ, произошло существенное насыщение отрасли высококвалифицированными кадрами, наблюдается непрерывное увеличение объемов производства предприятиями ОПК гражданской продукции.

В среднем затраты российских компаний на НИОКР составляют около 2%.

При этом наибольшая доля затрат на НИОКР приходится на такие отрасли, как ОПК, машиностроение, автомобилестроение, нефтегазовая промышленность.

Однако в некоторых сферах все еще сохраняется низкий интерес корпоративного сектора к научным изысканиям, основными причинами которого являются:

  • низкий рыночный спрос на инновации;

  • короткий горизонт бизнес-планирования в ситуации экономической неопределенности;

  • проблемы на этапе коммерциализации проекта (стартапа);

  • высокие риски реализации инновационных проектов и длинные сроки окупаемости затрат на НИОКР.

Так, средний срок окупаемости НИОКР как в частных инвестпроектах, так и в проектах с государственным участием, составляет около 10 лет.

Однако со временем окупившиеся вложения в НИОКР и результаты исследований в приоритетных отраслях промышленности лягут в основу прорывных технологий производства, что позволит российским компаниям не только быть конкурентоспособными на отечественном рынке, но и усилить свои позиции на мировой арене.

Вместе с тем технологическое лидерство стало национальной целью до 2030 г., в рамках достижения которой предполагается:

  • увеличение расходов на науку до 2% ВВП;

  • вхождение в десятку ведущих стран по объему НИОКР;

  • завершение нацпроекта «Наука и университеты» с созданием 940 молодежных лабораторий и новых инженерных школ;

  • рост рабочих мест в высокотехнологичных сегментах промышленности.

Станкостроение и робототехника являются ключевыми направлениями обеспечения технологического суверенитета, которые необходимы для дальнейшего развития экономики, повышения производительности труда, импортозамещения.

Среди основных мер господдержки можно выделить работу кластерной инвестплатформы, которая предполагает предоставление льготного кредитования промышленным предприятиям на реализацию инвестиционных проектов по производству приоритетной продукции, субсидии на НИОКР и др.